Тема урока "Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление пройденного" ("Путешествие в космос"). 3-й класс.
Цели: 1. Продолжить работу по закреплению устных и письменных вычислительных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Развивать математическое мышление, память, воображение, находчивость. 3. Воспитывать интерес к математике, формировать мировоззрение, стремление к получению новых знаний. Оборудование: • *панорама звездного неба: солнце, звезды, , изображение кометы ; или мультимедийное сопровождение; • *рисунок с изображением ракеты; • *портрет Ю.А.Гагарина • *конверты с материалами.
Ход урока 1. Организационный момент. Создание психологического комфорта. - Здравствуйте дорогие гости, здр-те ученики. Начинаем наш с вами урок, урок математики.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении. Давайте прочитаем слова, записанные на доске:
Пусть суровые ветры нам дуют в лицо, Все пути нам, ребята, открыты, Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям, Мы – искатели, мы – следопыты.
- Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.) - Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос.
2. Актуализация знаний. Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию. На доске : (Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7.) Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. ( 109, 901, 910, 190) ( Числа выставляются на магнитной доске.) О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.) Назовите самое маленькое число.(109) Что обозначает цифра 0 в этом числе? Назовите разрядный состав этого числа. ( 1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.) Назовите предыдущее ему число? (108)Последующее?(110) Назовите наибольшее число. (910.) Что обозначает цифра 0 в этом числе? Назовите предыдущее ему число.(909) Последующее. (911)
Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Числа выставляются на магнитной доске.) Назовите число, которое содержит 26 десятков.(267.) Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (2с. 6дес. 7 ед.) Сколько сотен и единиц в этом числе? ( 2 сотни и 67 единиц.) Сколько всего единиц в этом числе? (267 ед.) Назовите число, которое содержит 72 дессятка. (726.) Сколько сотен и единиц в этом числе? (7с. и 26 единиц.) Сколько всего единиц в этом числе? ( 726 ед.) Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (7 с. 2 д. 6 ед.) - Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.) - Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр)) - Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)
- Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь.(На доске вывешивается картинка с изображением летательного аппарата.)
- Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы. - Запишите число. Классная работа. - Ребята посмотрите на экран, вы узнали чей это портрет? - Ю.А.Гагарина. - Кем он был? Простой деревенский паренёк с детства мечтал летать. Во время учёбы в городе Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашютом. И мы с вами сейчас будем прыгать с парашютом и узнаем, когда произошло это знаменательное событие.
Для этого нужно решить числовое выражение и приземлиться в нужный квадрат. 15 + 45 88 – 40 69 + 1 76 – 50
69 – 40 17 + 50 25 + 14 36 + 23
29 48 39 60 70 59 67 26 (карточки переворачиваются, и открывается дата) 12 апреля 1961 года
Сбылась вековая мечта человечества! Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру– эру полетов человечества в космическое пространство. 3. Объявление темы урока: Сегодня мы повторим письменные приёмы сложения трёхзначных чисел. - Наше путешествие продолжается. Посмотрите на экран, что мы видим? К нам приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания. Чтобы легче было сложить мы должны знать алгоритм сложения. Алгоритм сложения повторили приступаем к работе. 534+ 427 534+27 326+279 437+95 - Молодцы, мы справились с этим заданием. Вы хорошие космонавты. - Ребята! Вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведём физ. минутку, чтобы снять усталость. Физкультминутка. Не зевай по сторонам, Ты сегодня космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем, А потом наоборот. Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок. Раз, два, три, четыре, Плечи выше, руки шире… Опускаем руки вниз, И за парты вновь садись!
Мы выполнили все задания правильно, и наша ракета продолжает свой путь.
Впереди показалась планета «Задачкино» 4. Решение задач. - А теперь открыли учебники, задачу №1 на стр. 63. - № 2 стр. 63 (задача) I – 83 кг II - 508 кг ? на сколько больше Повторение алгоритму вычитания. 508-83=425 (кг) - №4 стр.63 (задача)
Мы приближаемся к планете «Разгадай» 5.Решение уравнений. 619-х=347 Х=272 6. Тест.
7. Дом.зад.№3 стр.63. 8. Итог урока. - Наш полет заканчивается. Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно. -Что повторили на уроке? - Кому понравился урок? - Что запомнилось больше всего?
- А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А.Гагарин ? Прочитайте слова, которые сказал первый космонавт , когда вернулся на Землю. “Земля наша – голубая планета ! И ее надо беречь ! Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...” - Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни. - До новых встреч!
Самоанализ урока математики в 3 а классе учительницы начальных классов МОУ «Икшурминской средней общеобразовательной школы им. Байкиева К.С.» Гарифуллиной Зухры Зуфаровны. Тема урока: «Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.Закрепление пройденного.» При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие цели: 1. Продолжить работу по закреплению устных и письменных вычислительных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Развивать математическое мышление, память, воображение, находчивость. 3. Воспитывать интерес к математике, формировать мировоззрение, стремление к получению новых знаний. Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы. Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы: • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи, беседа о космонавте ); • наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока); • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме; • методы устного и письменного контроля и самоконтроля. В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: - коллективная; - индивидуальная. На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы письменных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют читать, записывать многозначные числа, решать задачи, уравнения, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.