Цели урока: 1. Формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся в правописании гласных после шипящих. 2. Формировать умение осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. 3. Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.
Ход урока 1. Орг. момент. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Сегодня мы отправимся в страну сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На уроке обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу -Я начну, а вы продолжите Звук (ж)- согласный, …, обозначим буквой Ж. Звук (ч)-согласный,..., обозначим буквой Ч. Звук( ы)- ? 2. Чистописание. а) Чистописание. Жж Чч ыы - Найдите "лишнюю" букву. Объясните, почему она "лишняя". (ы- гласная) - Прочтите предложение, отыщите согласный ж В живом уголке жили ежи да ужи. - Прочтите фразу медленно. - Прочтите еще раз, увеличьте темп. Что мы прочли: пословицу или скороговорку? Прежде чем начнем работу по чистописанию в тетради, подготовим к работе наши пальчики и ручки: б) Пальчиковая гимнастика . Дружно пальчики сгибаем. Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем разгибать. в) Пропишите буквы и запишите скороговорку по памяти в тетради. Обратите внимание на опасные места-орфограммы. 3. Закрепление. - Изучите тексты заданий, укажите, на что необходимо обратить внимание. Предупредите ошибки, помогите своим друзьям – одноклассникам. 1) "Шипящие" И или Ы Морж., ерш., ландыш.. Ж.ть, ш.ть, ж.дкий. Друж.ть, служ.ть, пуш.стый -Поставьте в словах знак ударения. В каждой строке найдите лишнее слово и определите, к какой группе слов можно его отнести (слово предмет, слово признак, слово действие). 2) А или Я? Прочтите слова, поставьте ударение. Удач., щ.ка, ч.дак, площ.дь, свеч., ч.сы 3) - Образуйте сочетания слов, употребляя слова в нужной форме. Вспомните правила, которые будете употреблять. Запишите. Решить (что?) задача. Позвонить (кому?) врач. Поехать (куда?) дача. Зайти (к кому?) товарищ. Надеяться (на что?) встреча. 4) Работа над предложением. - Кто это? У неё во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала. Щука, хищник, живёт, в река, море, пруд. Составьте и запишите предложение. ЩУКА, ХИЩНАЯ, ЖИВЁТ, В, РЕКА, МОРЕ, ПРУД. -Что получилось? (Хищная щука живёт в реке.) -Почему вы выбрали "в реке"? (щука живёт только в проточной пресной воде). 4. Физкультминутка . Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись! 5.Диктант по картинкам Проверь себя. - Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках (шишка, карандаши, снежинка, чашка, часы, машина, свеча, щука.) - Подчеркните орфограммы. 6. Кроссворд . 7. Итог . Все сочетания жи и ши Только с буквой и пиши. Все слова на ча и ща Только с буквой а всегда. В сочетания чу и щу Всегда вставлю букву у!