Конспект открытого урока искусства (Изо),
проведённого в рамках семинара учителей
Красносельского района СПб (начальная школа)
«Пути повышения познавательной активности
учащихся начальной школы»
на тему: «Декоративное рисование. Золотая рыбка».
Учитель: Ремизова Светлана Геннадьевна.
Дата проведения: 23 ноября 2012 года.
Тема: Декоративное рисование. Золотая рыбка.
Цели: 1. Формировать графические навыки.
2.Развивать наблюдательность, творческую активность, образное мышление.
3.Способствовать эстетическому развитию учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные: знают отличительные особенности декоративного рисования, совершенствуют навыки работы с восковыми мелками, акварельными красками, кистью.
2. Метапредметные: стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
3. Личностные: имеют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративный, практическая работа ( индивидуальная, фронтальная).
Оборудование: доска SMART, магнитная доска, восковые мелки, акварель, кисть, палитра, вода, карандаш, тряпочка.
Наглядно- демонстрационный материал: изобразительный ряд- репродукции иллюстраций Билибина, рисунки и фотографии, изображающие золотую рыбку, образец педагогического рисунка; литературный ряд- загадка.
Основные понятия и термины: декоративное рисование, тёплые и холодные цвета, пропорции.
Организационная структура урока:
1.Организационный момент.
-Проверим готовность к уроку. На партах клеёнка, лист бумаги, палитра, восковые мелки, акварельные краски, кисть, баночка с водой, карандаш.
-Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну- ка, в сказку загляни!
( Золотая рыбка.)
-Скажите, в каком литературном произведении мы с ней встречались? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина). Какой вы представляете себе золотую рыбку?
-А кто хочет научиться рисовать золотую рыбку?
-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться рисовать золотую рыбку.
2.Вводная беседа.
-Мы будем рисовать рыбку декоративную. Что это значит? (Не такую, как в жизни, сказочную).
-Давайте посмотрим, как изобразил золотую рыбку русский художник- иллюстратор Билибин.( Репродукции иллюстраций).
-А вот эта иллюстрация вам знакома. Откуда она? ( Из мультфильма).
-А так ваши ровесники изобразили золотую рыбку.
-А кто из вас в жизни видел золотую рыбку? Где? ( В аквариуме).
-Верно. Эти рыбки родом из Японии. В природе они не совсем такие, как мы видим в аквариуме. Но аквариумные золотые рыбки- их родственники.
3. Актуализация знаний.
-Мы посмотрели на изображения разных рыб - настоящих и сказочных. Скажите, а чем похожи все эти рыбки? ( Формой, частями тела, цветом).
-Какую форму имеет тело рыбки? ( Овальную, вытянутую).
-А какой это цвет - золотой? (Яркий, блестящий, солнечный, жёлтый).
-Ребята, мы с вами уже знаем, что золотого цвета в природе не существует. Эффект блеска предметам придаёт сочетание цвета и освещения, света.
-Какие цвета мы будем использовать, рисуя золотую рыбку? (Красный, оранжевый, жёлтый, коричневый, песочный).
-Эти цвета называются…( тёплыми ). А какие ещё есть цвета? ( холодные). Найдите и назовите их. ( Задание на доске).
-А теперь я покажу вам, как рисовать золотую рыбку. Я рисую, а вы смотрите и запоминайте последовательность рисунка.
-Кладу перед собой лист бумаги горизонтально. Правильно ли? ( Да, туловище рыбы округлое и вытянутое).
-Откладываю длину и ширину. Что обозначаю? ( Пропорции рыбки).
-Провожу среднюю линию чуть ниже середины высоты. Отмечаю чёрточками место плавников и хвоста и рисую овал туловища вместе с головой.
-Теперь плавно соединяю туловище с хвостом и детально прорисовываю рыбку: обозначаю на голове рот, жабры, прорисовываю плавники, хвост.
-Рисунок рыбки готов. Для работы мы взяли восковые мелки. Сначала раскрасим рыбку основным цветом. Каким? (Жёлтым).
- Этот этап работы я сделала заранее, чтобы сберечь время. Теперь, используя другие тёплые цвета, прорисую детали: плавники, хвост, чешую, глаза. А затем поверх рисунка акварелью нарисую фон - воду. Какие цвета для этого выберем? ( Холодные).
-Вот такая рыбка у меня получилась. Кто запомнил этапы работы?
Физкультминутка.
4. Творческая практическая работа.
-А теперь попробуйте нарисовать свою золотую рыбку.
Учитель контролирует правильность приёмов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания.
5. Итоги урока. Рефлексия.
-У вас получились замечательные золотые рыбки! Поставьте себе оценку за работу в нижнем углу рисунка. Теперь загадайте желание про себя - ведь рыбки у нас получились волшебные, и отпустите их на волю- повесьте рисунки на магнитную доску.
-Понравился ли вам урок? Что вспомнили? Что нового узнали?