Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

урок литературного чтения в 3 классе на тему:М. Горький «Случай с Евсейкой»
[ Скачать с сервера (92.0 Kb) ] 11.02.2012, 18:36
Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Цель: развитие читательских умений учащихся.
Задачи:
 ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;
 проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;
 расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Речевая разминка
Учитель:
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
... - лучший спутник мой и друг.
(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)
- Прочитайте медленно.
- Затем с ускорением.
- Сейчас скороговоркой.
- Прочитаем выразительно
- Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах
III.Введение в тему
Учитель:
Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?
Учащиеся:
Если много читать, то много будешь знать. Книга действи¬тельно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны.
Учитель:
Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

Что же для этого нужно?
Учащиеся:
Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.
Учитель:
Как называется первый раздел второй части?
Учащиеся:
Раздел называется «Были-небылицы».
Учитель:
Как вы это понимаете?
Учащиеся:
Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.
Учитель:
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
Учащиеся:
Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.
Чтение небылицы
Учитель:
Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.

Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).
Учитель рассказывает о писателе.
Максим Горький (1868-1936 гг.)
(Щелчок мышью по портрету.)
Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате¬лем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.)
ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma — имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.
(На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ)
Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и от¬дал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вме¬сто хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сфор¬мировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя.
О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.

IV. Физкультминутка
Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.
А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.
Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом
I. Словарная работа.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.
Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретиться в рассказе.
(переход на него по управляющей кнопке)
ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин¬струмент;
ГОЛОТУРИИ – (морские огурцы, морские кубышки), класс мор¬ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи¬ванию летательных аппаратов;
СЕПИИ - то же, что каракатицы;
СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот¬ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
(Выключить проектор)
2. Чтение рассказа учителем и учащимися.
VI. Физкультминутка.
Беседа после чтения.
Учитель:
Понравился ли вам рассказ?
Учащиеся:
Да (Нет)
Анализ рассказа
Учитель:
Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
Учащиеся:
Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!
Выборочное чтение
Учитель:
Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
Дети читают 4 абзац.
Учитель:
Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
Учащиеся:
Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.
Учитель:
Реальные или сказочные это животные?
Учащиеся:
Это реальные морские животные.
Учитель:
Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.

Продолжение работы над текстом.
Учитель:
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
Учащиеся:
Он удивился тому, что рыбы разговаривали.
Учитель:
Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»
Учащиеся:
Он сказал, что узнал об этом от папы.
Учитель:
Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?
Учащиеся:
Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»
Учитель:
Чего он испугался?
Учащиеся:
Он испугался того, что его сейчас съедят.
Учитель:
Почему же он не заплакал, испугавшись?
Учащиеся:
Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.
Учитель:
Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
Дети читают последний абзац на 8с.
Учитель:
Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
Учащиеся:
Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.
Учитель:
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.
Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…»
Учитель:
Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Учащиеся:
Евсейка добрый мальчик, фантазёр…

Учитель:
Прочитайте.
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас –
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Прочитайте орфографически.
- Прочитайте орфоэпически.
- Чтение с ускорением.
- Прочитайте сердито.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте выразительно.
(Проектор выключить)
Учитель:
Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?
Учащиеся:
Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.
.Тест «Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель:
Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится.
Карточка для учителя:
1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. -
2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! +
3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
-

4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» +
5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! +
6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! -
7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… -
8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… +
9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… -
10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» +

Карточка для учащихся:
1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

VII. Итог урока
Учитель:
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Учащиеся:
Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.
А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…
Учитель:
Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Учащиеся:
Потому что этого на самом деле не могло случиться.
VIII. Рефлексия
Учитель:
Продолжите предложения:
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я был удивлён, что …
- Я бы хотел узнать …
Домашнее задание
1. Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.
2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Используемые источники:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. М.: «Просвещение», 2011

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011 (В помощь школьному учителю)

Интернет ресурсы:
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC/
Категория: Уроки | Добавил: Helena
Просмотров: 14310 | Загрузок: 1221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве