Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой» Цель: развитие читательских умений учащихся. Задачи: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»; расширять словарный запас учащихся. Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг. Ход урока I.Организационный момент II. Речевая разминка Учитель: Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: ... - лучший спутник мой и друг. (Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.) - Прочитайте медленно. - Затем с ускорением. - Сейчас скороговоркой. - Прочитаем выразительно - Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах III.Введение в тему Учитель: Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде? Учащиеся: Если много читать, то много будешь знать. Книга действи¬тельно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны. Учитель: Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.
Что же для этого нужно? Учащиеся: Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки. Учитель: Как называется первый раздел второй части? Учащиеся: Раздел называется «Были-небылицы». Учитель: Как вы это понимаете? Учащиеся: Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было. Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? Учащиеся: Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху. Чтение небылицы Учитель: Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936). Учитель рассказывает о писателе. Максим Горький (1868-1936 гг.) (Щелчок мышью по портрету.) Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате¬лем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.) ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma — имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя. (На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ) Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и от¬дал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вме¬сто хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сфор¬мировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя. О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.
IV. Физкультминутка Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками. А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку. Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами
V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом I. Словарная работа. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай. Прежде чем мы начнем читать «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретиться в рассказе. (переход на него по управляющей кнопке) ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см; АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов; КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин¬струмент; ГОЛОТУРИИ – (морские огурцы, морские кубышки), класс мор¬ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м; АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи¬ванию летательных аппаратов; СЕПИИ - то же, что каракатицы; СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот¬ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи. (Выключить проектор) 2. Чтение рассказа учителем и учащимися. VI. Физкультминутка. Беседа после чтения. Учитель: Понравился ли вам рассказ? Учащиеся: Да (Нет) Анализ рассказа Учитель: Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? Учащиеся: Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду! Выборочное чтение Учитель: Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. Дети читают 4 абзац. Учитель: Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке. Учащиеся: Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры. Учитель: Реальные или сказочные это животные? Учащиеся: Это реальные морские животные. Учитель: Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой. Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.
Продолжение работы над текстом. Учитель: Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? Учащиеся: Он удивился тому, что рыбы разговаривали. Учитель: Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?» Учащиеся: Он сказал, что узнал об этом от папы. Учитель: Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа? Учащиеся: Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…» Учитель: Чего он испугался? Учащиеся: Он испугался того, что его сейчас съедят. Учитель: Почему же он не заплакал, испугавшись? Учащиеся: Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать. Учитель: Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки. Дети читают последний абзац на 8с. Учитель: Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг? Учащиеся: Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него. Учитель: Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать. Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов: «А болтливая рыба всё спрашивает его…» Учитель: Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор? Учащиеся: Евсейка добрый мальчик, фантазёр…
Учитель: Прочитайте. Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои! Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом. Не родня ли это чудо безобразным осьминогам? - Прочитайте «птичьим базаром». - Прочитайте орфографически. - Прочитайте орфоэпически. - Чтение с ускорением. - Прочитайте сердито. - Прочитайте весело. - Прочитайте выразительно. (Проектор выключить) Учитель: Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? Учащиеся: Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки. .Тест «Так ли говорится в тексте» Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное Учитель: Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений из текста и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «-», если так в тексте не говорится. Карточка для учителя: 1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. - 2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! + 3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. -
4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» + 5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! + 6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! - 7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… - 8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… + 9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… - 10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» +
Карточка для учащихся: 1. Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. 2. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! 3. Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. 4. «Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» 5. Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! 6. Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! 7. «Сейчас я начну смеяться», - подумал он… 8. Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… 9. - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… 10. «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
VII. Итог урока Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Учащиеся: Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают. А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают… Учитель: Почему автор поместил его в раздел «Были и небылицы»? Учащиеся: Потому что этого на самом деле не могло случиться. VIII. Рефлексия Учитель: Продолжите предложения: - Я сегодня на уроке узнал… - Я был удивлён, что … - Я бы хотел узнать … Домашнее задание 1. Прочитать текст, подготовить выразительное чтение. 2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Используемые источники: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса. М.: «Просвещение», 2011
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011 (В помощь школьному учителю)
Интернет ресурсы: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC/