Цели: • Познакомить учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу. • Воспитывать бережное отношение к природе. • Учить наблюдательности. • Развивать речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование: • Схемы пищевой сети в дубовом лесу. • Схемы-значки «Правила поведения в лесу». • Карточки-задания. • Учебник. • Тетрадь. • Подбор загадок по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. - На какие группы делят животных в зависимости от питания? - Что такое цепь питания? - Назовите примеры цепей питания. (Проверка цепей питания, составленных дома. Тетрадь. Стр. 27, задание 55). -Почему цепи питания начинаются с животных? - Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные животные) - Назовите третье звено цепи питания. (насекомоядные или хищные животные) - Как хищники приспособились к добыванию пищи? (острые зубы, когти…) - Как приспособились животные защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири, раковины, угрожающие звуки, яд, едкая кровь …) - К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка? (хищники) - Составь цепь питания божьей коровки. (растения – тля – божья коровка) -Как вы относитесь к божьим коровкам? Индивидуальные задания: Карточка 1. Объясните цепь питания: Берёза, рябина – лось, заяц – волк. Карточка 2. Что произойдёт, если исчезнут волки? Ответ напишите.
III. Сообщение темы и целей урока. - Ответьте на вопросы и отгадайте слово:
1) Как в народе называют божью коровку? Д – солнышко Т – тучка Р – кнопочка
2) Что можно определить у божьей коровки по количеству точек? Ю – количество лет У – к какому виду относится
3) Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка? К – быстрее начинают есть Б – обрывают нити и освобождаются от жуков.
- Какое слово у вас получилось? (ДУБ) - Что обозначает это слово? (растение, дерево) - Итак, у нас сегодня в гостях – ДУБ. (на доске вывешивается картина) - Сегодня на уроке вы узнаете с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
IV. Введение в тему. - Я надеюсь, что все наши дети хорошие друзья дуба и многое о нём знают. (Пятеро заранее подготовленных учеников делают сообщение о дубе).
1 ученик: Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет! А если дуб срубят, от пня начинает тянуться молодая поросль с очень большими листьями. С большими, потому что вся влага , которую выкачивают из земли мощные корни, поит теперь только эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы, с самой молодости дерева, сидят на стволе, не трогаясь в рост. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень и зазеленел. На ветках тоже есть такие почки. Если, например, объедят гусеницы всю листву, дерево вскоре опять её разворачивает – из спящих почек.
2 ученик: Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этого, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев. А зимой от морозов часто погибают жёлуди. Впрочем, жёлуди отчего только не погибают: от засухи высыхают и потом прорости уже не могут, от лишней влаги загнивают. Они к тому же «тяжелы на подъём». А ведь деревья с помощью плодов и семян должны расселяться. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, полёвок, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.
3 ученик: Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. Поэтому проростки, появляющиеся весной или в начале лета, хорошо, быстро растут. Лучше, чем проростки многих других растений. А вообще жёлуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них «шапочки». Их научное название – плюски. Они кажутся нам симпатичным украшением желудей. На самом деле это не украшение. Назначение плюсок – защищать мягкое и нежное основание растущего жёлудя. Когда жёлуди созревают и опадают (это происходит во второй половине сентября, октябре, ноябре), плюски ещё некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.
4 ученик: Хотя у дуба есть и слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми ветками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.
5 ученик: Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который растёт в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. В селении Верхняя Хортица на Днепре растёт дуб, издали напоминающий огромный шатёр. Тень его короны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайные годы он будто бы даёт до 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес площадью 100 гектаров.
- А как называется дубовый лес? (дубрава) - Какие правила надо соблюдать в лесу? (дети рассказывают, а учитель на доске выставляет запрещающие знаки) • Не ломать ветки деревьев и кустарников. • Не срывать и не затаптывать кусты. • Не ловить бабочек и других красивых насекомых. • Не уничтожать лягушек и жаб. • Не подходить к птичьим гнёздам. • Не забирать яйца из гнёзд.
V. Пищевая сеть дубового леса. - Молодцы, ребята! Правила поведения в лесу вы знаете. Ещё одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Итак, отправляемся в дубраву! - Откройте учебник на стр. 100. Так кто же из животных дружит с дубом? Посмотрите на иллюстрацию. (Рядом с рисунком дуба учитель прикрепляет картинки с названиями животных). КАБАН ВОЛК ЛОСЬ ЛИСА Д МЫШЬ СОВА У БЕЛКА ЗМЕИ Б СОЙКА ОРЛЫ ГУСЕНИЦЫ КУКУШКИ - Эти животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба. - Эти животные напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники – волк, лиса, сова, орел, кукушка, змеи. Значит, эти животные тоже связаны с дубом, только не напрямую, а косвенно. - Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу. - Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? (8) - Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, а кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
VI. Физкультминутка
VII. Невидимая пирамида. Беседа. - Отгадайте загадки:
1) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (жёлудь)
2) Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (мышь)
3) У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днём. (сова)
(Учитель на доске выставляет карточки со словами «жёлудь», «мышь», «сова».) - Составьте из этих карточек цепь питания. (Жёлудь – мышь – сова). - Кто крупнее в этой цепи питания? (сова) - А мышь крупнее жёлудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все жёлуди, оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Да потому, что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Случайно ли это? Нет, Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке много желудей. Получилась экологическая пирамида. Посмотрите рисунок в учебнике на стр. 103. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.
VIII. Закрепление. Групповая работа. Класс делится на три группы. Каждой группе даётся задание: постройте схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса. По окончании работы к доске выходят по одному ученику от каждой группы. Ученики у доски защищают работу группы, а остальные добавляют и уточняют ответы.
IX. Итог урока. - Назовите друзей дуба. - Кто напрямую связан с дубом? (Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеница) - А кто косвенно связан с дубом? (Волк, лиса, сова, змея, орёл, кукушка) - Что такое пищевая сеть? - Что такое экологическая пирамида? - Почему говорят, что лес – это единое целое? Дети читают вывод в учебнике на стр. 104.
X. Домашнее задание. Прочитать статью «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (учебник стр. 100 – 104), ответить на вопросы раздела «Проверь себя» ( стр. 104)