Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

Урок окружающего мира в 3 классе "С кем дружит дуб?" Учитель Фирса Инна Владимировна
[ Скачать с сервера (21.3 Kb) ] 21.10.2013, 22:01
Урок окружающего мира в 3 классе

Учитель Фирса Инна Владимировна

Тема: С кем дружит дуб?

Цели:
• Познакомить учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Учить наблюдательности.
• Развивать речь учащихся, логическое мышление.

Оборудование:
• Схемы пищевой сети в дубовом лесу.
• Схемы-значки «Правила поведения в лесу».
• Карточки-задания.
• Учебник.
• Тетрадь.
• Подбор загадок по теме.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
- На какие группы делят животных в зависимости от питания?
- Что такое цепь питания?
- Назовите примеры цепей питания. (Проверка цепей питания, составленных дома. Тетрадь. Стр. 27, задание 55).
-Почему цепи питания начинаются с животных?
- Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные животные)
- Назовите третье звено цепи питания. (насекомоядные или хищные животные)
- Как хищники приспособились к добыванию пищи? (острые зубы, когти…)
- Как приспособились животные защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири, раковины, угрожающие звуки, яд, едкая кровь …)
- К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка? (хищники)
- Составь цепь питания божьей коровки. (растения – тля – божья коровка)
-Как вы относитесь к божьим коровкам?
Индивидуальные задания:
Карточка 1.
Объясните цепь питания: Берёза, рябина – лось, заяц – волк.
Карточка 2.
Что произойдёт, если исчезнут волки? Ответ напишите.

III. Сообщение темы и целей урока.
- Ответьте на вопросы и отгадайте слово:

1) Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко
Т – тучка
Р – кнопочка

2) Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?
Ю – количество лет
У – к какому виду относится

3) Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинают есть
Б – обрывают нити и освобождаются от жуков.

- Какое слово у вас получилось? (ДУБ)
- Что обозначает это слово? (растение, дерево)
- Итак, у нас сегодня в гостях – ДУБ. (на доске вывешивается картина)
- Сегодня на уроке вы узнаете с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.

IV. Введение в тему.
- Я надеюсь, что все наши дети хорошие друзья дуба и многое о нём знают. (Пятеро заранее подготовленных учеников делают сообщение о дубе).

1 ученик:
Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет! А если дуб срубят, от пня начинает тянуться молодая поросль с очень большими листьями. С большими, потому что вся влага , которую выкачивают из земли мощные корни, поит теперь только эту поросль. Вырастает она из особых спящих почек. Эти почки долгие годы, с самой молодости дерева, сидят на стволе, не трогаясь в рост. Они аварийные. Вот срубили дерево – пень и зазеленел. На ветках тоже есть такие почки. Если, например, объедят гусеницы всю листву, дерево вскоре опять её разворачивает – из спящих почек.

2 ученик:
Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него и слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этого, дуб начинает зеленеть поздно, чуть ли не позднее всех наших деревьев. А зимой от морозов часто погибают жёлуди. Впрочем, жёлуди отчего только не погибают: от засухи высыхают и потом прорости уже не могут, от лишней влаги загнивают. Они к тому же «тяжелы на подъём». А ведь деревья с помощью плодов и семян должны расселяться. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, полёвок, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.

3 ученик:
Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. Поэтому проростки, появляющиеся весной или в начале лета, хорошо, быстро растут. Лучше, чем проростки многих других растений. А вообще жёлуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них «шапочки». Их научное название – плюски. Они кажутся нам симпатичным украшением желудей. На самом деле это не украшение. Назначение плюсок – защищать мягкое и нежное основание растущего жёлудя. Когда жёлуди созревают и опадают (это происходит во второй половине сентября, октябре, ноябре), плюски ещё некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.

4 ученик:
Хотя у дуба есть и слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми ветками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его Зевсу. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.

5 ученик:
Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который растёт в Литве – «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. В селении Верхняя Хортица на Днепре растёт дуб, издали напоминающий огромный шатёр. Тень его короны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайные годы он будто бы даёт до 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес площадью 100 гектаров.

- А как называется дубовый лес? (дубрава)
- Какие правила надо соблюдать в лесу? (дети рассказывают, а учитель на доске выставляет запрещающие знаки)
• Не ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не срывать и не затаптывать кусты.
• Не ловить бабочек и других красивых насекомых.
• Не уничтожать лягушек и жаб.
• Не подходить к птичьим гнёздам.
• Не забирать яйца из гнёзд.

V. Пищевая сеть дубового леса.
- Молодцы, ребята! Правила поведения в лесу вы знаете. Ещё одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина, чтобы не спугнуть друзей дуба. Итак, отправляемся в дубраву!
- Откройте учебник на стр. 100. Так кто же из животных дружит с дубом? Посмотрите на иллюстрацию. (Рядом с рисунком дуба учитель прикрепляет картинки с названиями животных).
КАБАН ВОЛК
ЛОСЬ ЛИСА
Д МЫШЬ СОВА
У БЕЛКА ЗМЕИ
Б СОЙКА ОРЛЫ
ГУСЕНИЦЫ КУКУШКИ
- Эти животные, которые питаются желудями, листьями, древесиной дуба.
- Эти животные напрямую связаны с дубом. На этих животных охотятся хищники – волк, лиса, сова, орел, кукушка, змеи. Значит, эти животные тоже связаны с дубом, только не напрямую, а косвенно.
- Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть. Вот такая пищевая сеть в дубовом лесу.
- Сколько отдельных цепей питания можно насчитать в этой сети? (8)
- Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, а кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

VI. Физкультминутка

VII. Невидимая пирамида. Беседа.
- Отгадайте загадки:

1) В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (жёлудь)

2) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (мышь)

3) У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)

(Учитель на доске выставляет карточки со словами «жёлудь», «мышь», «сова».)
- Составьте из этих карточек цепь питания. (Жёлудь – мышь – сова).
- Кто крупнее в этой цепи питания? (сова)
- А мышь крупнее жёлудя. Но если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили всех сов в лесу, всех мышей и все жёлуди, оказалось бы, что жёлуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Да потому, что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало.
Случайно ли это? Нет, Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке много желудей.
Получилась экологическая пирамида. Посмотрите рисунок в учебнике на стр. 103.
Невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.

VIII. Закрепление. Групповая работа.
Класс делится на три группы. Каждой группе даётся задание: постройте схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса.
По окончании работы к доске выходят по одному ученику от каждой группы. Ученики у доски защищают работу группы, а остальные добавляют и уточняют ответы.

IX. Итог урока.
- Назовите друзей дуба.
- Кто напрямую связан с дубом? (Лось, кабан, мышь, белка, сойка, гусеница)
- А кто косвенно связан с дубом? (Волк, лиса, сова, змея, орёл, кукушка)
- Что такое пищевая сеть?
- Что такое экологическая пирамида?
- Почему говорят, что лес – это единое целое?
Дети читают вывод в учебнике на стр. 104.

X. Домашнее задание.
Прочитать статью «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (учебник стр. 100 – 104), ответить на вопросы раздела «Проверь себя» ( стр. 104)
Категория: Уроки | Добавил: Зая
Просмотров: 2706 | Загрузок: 316 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве