Тема урока: Временные формы глагола. Взаимосвязи вида и времени глагола.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: • Формирование навыков грамотного письма; • Обобщение материала по теме «Глагол»; • Развитие грамотной речи учащихся. Задачи урока: • Проложить формирование грамматического и лексического понятия «глагол»; • Развивать умения изменять глаголы по временам и правильно употреблять их в тексте; • Дать представление о взаимосвязи вида и времени глаголов; • Обогащать речь учащихся глаголами; • Формировать эмоциональное восприятие языка; • Развивать творческие способности учащихся. • Формировать коммуникативные умения; • Развивать мыслительную деятельность учащихся. Оборудование урока: • Дидактический материал (таблица для изменения по временам глаголов) • Мультимедийная презентация урока. Литература: 1. Волина В.В. Русский язык/ В.В. Волина.- Екатеринбург: АРГО, 1996.- 496 с. 2. Кулакова А.Д. Методическое пособие по русскому языку/А.Д. Кулакова. - СПб.: Папирус, 1998 3. Лобановская З.Д. Его Величество Глагол. Практическое пособие для школьников/ З.Д. Лобановская. - СПб.: Корона принт, 1998.-128с. 4. Шукейло В.А. Мой родной русский язык: пособ. для уч. нач. кл. / В.А. Шукейло.- СПб.: Знание, 1998.-247с.
Ход урока:
Этапы урока Содержание урока Использование ИКТ Прогнозируемая результативность деятельности учащихся 1. Организационный момент Приветствие Эмоциональный настрой учащихся. 2.Повторение • Вспомните, какая наука изучает части речи? • Как отличить одну часть речи от другой? Вопросы-загадки: 1 загадка: «Мы украшаем и уточняем нашу речь, делаем её яркой и красочной» 2 загадка: «Без нас невозможно высказать свою мысль. Мы самые многочисленные». 3 загадка: «Это самая огнепышущая, самая живая часть речи»
• Догадайся, какую часть речи изобразил весёлый художник? • Почему художник нарисовал глагол таким образом? Сделай вывод, • С какой частью речи мы будем работать на уроке? • Что такое глагол? (учащиеся по цепочке дают определение). Слайд №2. Появляется «Морфология», части речи.
Слайд №3. Иллюстрирование глагола. Появляется изображение фигуры человека, выполняющего несколько действий одновременно.
Занимательная наглядность повышает интерес к восприятию и запоминанию материала. Развитие умения логически рассуждать, переводить зрительные образы в словесное объяснение. Умение делать вывод.
2.Словарная работа • Расставьте матрёшек по росту. • Какое слово получилось? • Какая орфограмма получилась? Запиши слово в тетрадь и запомни. Определи форму глагола. • Назови еще орфограмму, которая встретилась в этом слове (ь – показатель мягкости). • В какой форме стоит глагол? • Как узнали? • Как по-другому можно назвать неопределенную форму? Справка «инфинитив» Почему ее назвали «неопределенная форма глагола»? Слайд №4. Собери слово. С помощью анимации разгадывается анаграмма (матрешки выстраиваются по росту и прочитывается слово «гореть»).
Способствует развитию у учащихся наблюдательности, формирует орфографическую зоркость.
Развитие умения логически рассуждать, объяснять. 4. Синонимы
5.Наблюдение за языковым материалом. Подобрать синонимы к глаголу «гореть» и записать их.
Мы уже знаем, что в русском языке есть слова, у которых выросли крылья и они легко могут прилететь, куда захотят. • Давайте вспомним выражения, в которых употребляется глагол «гореть». • В каком значении употреблены эти словосочетания? • Объясните значение слова «гореть» в этих фразах. • Как мы называем такие фразы? (фразеологизмы). Изменять слова в таких сочетаниях нельзя. Они и называются поэтому устойчивыми или фразеологизмами (не изменяют ни своего состава, ни грамматической формы, нельзя менять порядок слов). • Составьте предложение, чтобы глагол «гореть» употреблялся в переносном смысле (используя фразеологизм) и в прямом значении. Глаза горят от радости. У мастера работа горит в руках. От сильной засухи горит лес. Слайд №4. Появление слов: Пылать, пламенеть, полыхать
Слайд №5. Анимированные выражения (словосочетания со словом «гореть»).
Пополнение словарного запаса учащихся.
Стимулирование развития речи, умения рассуждать, анализировать.
Определение смыслового значения выражений. 6.Образование временных форм глагола.
7. Связь времени лагола с его видом. Определите, какое из понятий относится к глаголу: Склонение Время Падеж Что такое время? Как вы понимаете? (часы, дни, время года, сутки) Давайте прочитаем определение по словарю Даля.
Прочитайте выражение о времени Найдите среди них пословицу Чем являются остальные выражения? (фразеологизмами) Как вы их понимаете? Объясните. • Придумайте ситуацию, когда можно использовать эти выражения. Прозвенел звонок, а дети еще играют на перемене. Учитель говорит: «Делу время, потехе час!» Как быстро пролетело время – вы уже выросли • Запиши в тетрадь пословицу и 1 фразеологизм. • А на уроках русского языка о каком времени мы говорим?
Давайте вспомним временные формы глагола. • Как определить время глагола? • Прочитай текст. Какое задание нужно выполнить? (вставить глагол в заданном времени) Вспомни правило, которое напомнит тебе как писать глаголы с суффиксом –ся (это старинный суффикс, раньше он означал себя и был отдельным словом).
Но не все глаголы имеют форму трех времен. Сейчас мы проведем исследование. • Посмотрите таблицу. Такая же таблица есть у вас на партах. • Определите вид каждого глагола. • Измените время глагола. Несовершенный вид: думал, думает, будет думать. Совершенный вид: придумал, --------- , придумает. • Можно ли образовать форму настоящего вермени от глагола совершеного вида? (нет) • Докажи свою точку зрения, опираясь на значения глаголов совершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, а глаголы настоящего времени обозначают действие, совершаемое в данный момент. Следовательно, в настоящем времени нельзя делать то, что ты закончил. • Сколько временных форм мы образовали от глаголов совершенного вида? Выведи правило: Как связяны вид и время глагола? Надо знать, что только глаголы несовершенного вида имеют все три формы, а глаголы совершенного – только две. • Как можно сразу определить и вид, и время глагола? (по вопросу) Слайд №6. Подумай! Склонение Время Падеж Лишние понятия исчезают. Изменение изображения: • Время Появляется определение по словарю В.И.Даля.
Слайд №7. Выражение о времени. Выделение пословицы.
Слайд №8. Текст с пропущенными словами.
Слайд №9. Измени по временам глаголы думать, придумать. Заполнение таблицы. По мере рассуждения таблица заполняется словами.
Контроль знаний изученного материала. Повышение интереса учащихся к использованию словаря.
Развитие умения анализировать.
Умение сопоставлять, анализировать и выделять главное. Развитие воображения, речи учащихся. Воспитание правильного отношения к культуре родного языка.
Самостоятельная постановка и формулирование учебной задачи.
Установление причинно-следственных связей. Умение рассуждать, делать выводы, формулировать грамматические правила.
Развитие умения логически рассуждать, аргументировать.
Умение делать выводы. 8. Подведение итогов. • Что сегодня узнали на уроке? • Какое сделали открытие? • Как ты оценишь свою работу на уроке? • Наш друг глагол приготовил пожелания. Слайд №10. Иллюстрирование глагола. Появляется изображение фигуры человека, выполняющего несколько действий одновременно с пожеланиями на мотивацию.