Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

Урок русского языка. Временные формы глагола. Взаимосвязи вида и времени глагола.
[ Скачать с сервера (452.7 Kb) ] 05.07.2011, 22:44
Учитель: Степура Галина Михайловна

Предмет: русский язык

4 класс

Тема урока: Временные формы глагола. Взаимосвязи вида и времени глагола.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:
• Формирование навыков грамотного письма;
• Обобщение материала по теме «Глагол»;
• Развитие грамотной речи учащихся.
Задачи урока:
• Проложить формирование грамматического и лексического понятия «глагол»;
• Развивать умения изменять глаголы по временам и правильно употреблять их в тексте;
• Дать представление о взаимосвязи вида и времени глаголов;
• Обогащать речь учащихся глаголами;
• Формировать эмоциональное восприятие языка;
• Развивать творческие способности учащихся.
• Формировать коммуникативные умения;
• Развивать мыслительную деятельность учащихся.
Оборудование урока:
• Дидактический материал (таблица для изменения по временам глаголов)
• Мультимедийная презентация урока.
Литература:
1. Волина В.В. Русский язык/ В.В. Волина.- Екатеринбург: АРГО, 1996.- 496 с.
2. Кулакова А.Д. Методическое пособие по русскому языку/А.Д. Кулакова. - СПб.: Папирус, 1998
3. Лобановская З.Д. Его Величество Глагол. Практическое пособие для школьников/ З.Д. Лобановская. - СПб.: Корона принт, 1998.-128с.
4. Шукейло В.А. Мой родной русский язык: пособ. для уч. нач. кл. / В.А. Шукейло.- СПб.: Знание, 1998.-247с.

Ход урока:

Этапы урока Содержание урока Использование ИКТ Прогнозируемая результативность деятельности учащихся
1. Организационный момент Приветствие Эмоциональный настрой учащихся.
2.Повторение • Вспомните, какая наука изучает части речи?
• Как отличить одну часть речи от другой? Вопросы-загадки:
1 загадка: «Мы украшаем и уточняем нашу речь, делаем её яркой и красочной»
2 загадка: «Без нас невозможно высказать свою мысль. Мы самые многочисленные».
3 загадка: «Это самая огнепышущая, самая живая часть речи»

• Догадайся, какую часть речи изобразил весёлый художник?
• Почему художник нарисовал глагол таким образом?
Сделай вывод,
• С какой частью речи мы будем работать на уроке?
• Что такое глагол? (учащиеся по цепочке дают определение). Слайд №2.
Появляется «Морфология», части речи.


Слайд №3. Иллюстрирование глагола.
Появляется изображение фигуры человека, выполняющего несколько действий одновременно.

Оперативность проверки ответов на вопросы.
Умение выделить главное, ключевые моменты, определяющие суть явления.

Занимательная наглядность повышает интерес к восприятию и запоминанию материала.
Развитие умения логически рассуждать, переводить зрительные образы в словесное объяснение. Умение делать вывод.

2.Словарная работа • Расставьте матрёшек по росту.
• Какое слово получилось?
• Какая орфограмма получилась?
Запиши слово в тетрадь и запомни.
Определи форму глагола.
• Назови еще орфограмму, которая встретилась в этом слове (ь – показатель мягкости).
• В какой форме стоит глагол?
• Как узнали?
• Как по-другому можно назвать неопределенную форму?
Справка «инфинитив»
Почему ее назвали «неопределенная форма глагола»? Слайд №4. Собери слово.
С помощью анимации разгадывается анаграмма (матрешки выстраиваются по росту и прочитывается слово «гореть»).

Способствует развитию у учащихся наблюдательности, формирует орфографическую зоркость.

Развитие умения логически рассуждать, объяснять.
4. Синонимы

5.Наблюдение за языковым материалом. Подобрать синонимы к глаголу «гореть» и записать их.

Мы уже знаем, что в русском языке есть слова, у которых выросли крылья и они легко могут прилететь, куда захотят.
• Давайте вспомним выражения, в которых употребляется глагол «гореть».
• В каком значении употреблены эти словосочетания?
• Объясните значение слова «гореть» в этих фразах.
• Как мы называем такие фразы? (фразеологизмы).
Изменять слова в таких сочетаниях нельзя. Они и называются поэтому устойчивыми или фразеологизмами (не изменяют ни своего состава, ни грамматической формы, нельзя менять порядок слов).
• Составьте предложение, чтобы глагол «гореть» употреблялся в переносном смысле (используя фразеологизм) и в прямом значении.
Глаза горят от радости. У мастера работа горит в руках. От сильной засухи горит лес. Слайд №4. Появление слов:
Пылать, пламенеть, полыхать

Слайд №5. Анимированные выражения (словосочетания со словом «гореть»).

Пополнение словарного запаса учащихся.

Стимулирование развития речи, умения рассуждать, анализировать.

Определение смыслового значения выражений.
6.Образование временных форм глагола.

7. Связь времени лагола с его видом. Определите, какое из понятий относится к глаголу:
 Склонение
 Время
 Падеж
 Что такое время? Как вы понимаете? (часы, дни, время года, сутки)
 Давайте прочитаем определение по словарю Даля.

 Прочитайте выражение о времени
 Найдите среди них пословицу
 Чем являются остальные выражения? (фразеологизмами)
 Как вы их понимаете? Объясните.
• Придумайте ситуацию, когда можно использовать эти выражения. Прозвенел звонок, а дети еще играют на перемене. Учитель говорит: «Делу время, потехе час!» Как быстро пролетело время – вы уже выросли
• Запиши в тетрадь пословицу и 1 фразеологизм.
• А на уроках русского языка о каком времени мы говорим?

Давайте вспомним временные формы глагола.
• Как определить время глагола?
• Прочитай текст. Какое задание нужно выполнить? (вставить глагол в заданном времени)
Вспомни правило, которое напомнит тебе как писать глаголы с суффиксом –ся (это старинный суффикс, раньше он означал себя и был отдельным словом).

Но не все глаголы имеют форму трех времен. Сейчас мы проведем исследование.
• Посмотрите таблицу. Такая же таблица есть у вас на партах.
• Определите вид каждого глагола.
• Измените время глагола.
Несовершенный вид: думал, думает, будет думать.
Совершенный вид: придумал, --------- , придумает.
• Можно ли образовать форму настоящего вермени от глагола совершеного вида? (нет)
• Докажи свою точку зрения, опираясь на значения глаголов совершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, а глаголы настоящего времени обозначают действие, совершаемое в данный момент. Следовательно, в настоящем времени нельзя делать то, что ты закончил.
• Сколько временных форм мы образовали от глаголов совершенного вида?
Выведи правило: Как связяны вид и время глагола?
Надо знать, что только глаголы несовершенного вида имеют все три формы, а глаголы совершенного – только две.
• Как можно сразу определить и вид, и время глагола? (по вопросу) Слайд №6. Подумай!
 Склонение
 Время
 Падеж
Лишние понятия исчезают. Изменение изображения:
• Время
Появляется определение по словарю В.И.Даля.


Слайд №7. Выражение о времени. Выделение пословицы.


Слайд №8. Текст с пропущенными словами.


Слайд №9. Измени по временам глаголы думать, придумать.
Заполнение таблицы. По мере рассуждения таблица заполняется словами.

Контроль знаний изученного материала.
Повышение интереса учащихся к использованию словаря.

Развитие умения анализировать.

Умение сопоставлять, анализировать и выделять главное.
Развитие воображения, речи учащихся.
Воспитание правильного отношения к культуре родного языка.

Самостоятельная постановка и формулирование учебной задачи.

Установление причинно-следственных связей. Умение рассуждать, делать выводы, формулировать грамматические правила.

Развитие умения логически рассуждать, аргументировать.

Умение делать выводы.
8. Подведение итогов. • Что сегодня узнали на уроке?
• Какое сделали открытие?
• Как ты оценишь свою работу на уроке?
• Наш друг глагол приготовил пожелания. Слайд №10. Иллюстрирование глагола.
Появляется изображение фигуры человека, выполняющего несколько действий одновременно с пожеланиями на мотивацию.

Рефлексия. Эмоциональное завершение урока.
Категория: Уроки | Добавил: gala
Просмотров: 2887 | Загрузок: 455 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве