Цели: закрепить умения определять падежи имен прилагательных в единственном числе; Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе; Формировать умения склонять прилагательные во множественном числе; Воспитывать уважение и любовь к труду.
Ход урока:
1.организационный момент. Постановка учебной задачи перед учащимися. - сегодня я приглашаю вас в Страну прилагательных посетить сказочный Дворец склонений имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Прочитайте. Итак; в этот чудесный зимний день,если вам конечно не лень, мы отправимся в далекое путешествие.
- Назовите прилагательные, которые встретились в этом предложении? -чудесный-м.р. Зимний-м.р. Далекое-с.р. - Подойти к дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам новые и новые испытания на проверку наших знаний о склонении имен прилагательных. 2. Минутка чистописания. Ая ое ий ые Яя ее ый ие Ой -Нужно перейти через речку, мостик сделан из букв. -Чем лучше красивее мы напишем, тем крепче будет наш мостик. -Посмотрите внимательно и определите, какой частью слова они являются? -окончания прилагательных -Расскажите о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв.( жен. Род, муж. Род, сред.род, множ.число.) 3.Словарная работа. -Из этих сущ-ых образовать прил-ые. Эл.ктричество(ж.р.),медле..о(м.р.),м.талл(ср.р.),б.гатство(мн.ч.).инт. рес(м.р.),пр.красно(ж.р.) Катится клубочек по высок... горам, по зелен... лугу, по топк... болоту, к тёмн... лесу. -Определите падеж прилагательных и окончание. по высоким горам - Т.п. по зелёному лугу - Д.п. по топкому - Д.п. к тёмному лесу - Д.п. 4.Работа с пословицами. Добр... семенем поле засевать - никогда нужды не знать. Где работа, там и густо, а в ленив... избе пусто. Только тот человек ценн..., кто смолоду работать привык.
-Вместо точек поставить пропущенные окончания. -Объясните смысл пословиц. -Найти в каждой пословице словосочетание, в котором есть прилагательное. -Определить падеж и род прилагательных.
Добрым семенем (Т.п., ср.) В ленивой избе (П.п., ж.р.) Ценный человек (И.п., м.р.)
-В каких падежах употреблены имена прилагательные? (Т.п., П.п., И.п.) -Какие ещё есть падежи в русском языке? (Р.п., Д.п., В.п.) 5 .Физкультминутка. -Как живёшь? - Вот так... -Как идешь? -Как бежишь? -Как берешь? -Как даешь? -Как шалишь? -Как грозишь?
-Эти прилагательные приглашают нас на бал. Но прежде чем его начать, нужно составить пары (прилагательное + существительное).
7.Работа над новым материалом.
ородн... лесах по широк... дорогам над зелен... полями
-Вместо точек поставьте окончания. -Что объединяет данные словосочетания? -Итак, сегодня начинаем работать над склонением имен прилагательных во множественном числе.
Учебник, стр. 150, таблица (чтение таблицы)
-Просклоняйте словосочетание: душистые ягоды (коллективно, по цепочке, используя таблицу).
8.Итог урока Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у выхода из Страны прилагательных Вопросительный знак (?). Он требует ответа на вопросы: -С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (существительным) -Как изменяются имена прилагательные? ( по родам, по падежам, по числам) -Можно ли обойтись в речи без прилагательных? (нет) 9.Д/з. Упр. 344, стр. 151-152