Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Внеклассная работа

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 5-6 классов на тему: «В гостях у донских казаков».
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] 27.11.2014, 21:47
МБОУ «Ведерниковская ООШ»

Методическая разработка
внеклассного мероприятия
для обучающихся 5-6 классов
на тему:
«В гостях у донских казаков»
Выполнила: учитель русского языка и литературы Бенда Л.А.



2014-2015гг.
Пояснительная записка.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов - «В гостях у донских казаков» - составлена учителем русского языка и литературы МБОУ «Ведерниковская ООШ» Бенда Л.А
Цели и задачи:
1.Привлечь внимание к языку как одному из самых сложных и
интересных явлений действительности, имеющему свою историю и
существующему по определенному закону.
2. Воспитывать уважение к языку.
3. Формирование духовно-нравственной культуры личности,
культурной речи учащихся.
4. Развивать интерес к изучению языка как полифункционального явления
(памяти народа, проявление национального и личностного самосознания).
Оборудование:
- компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему «Донской говор»; фонограммы казачьих песен, фрагмент художественного фильма «Тихий Дон»; плакаты с изображением героев М.А. Шолохова; плакаты с высказываниями писателей о языке.
«Язык. Великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекот орла и волчий рык, напев и звон, и ладан богомолья…».
К. Бальмонт.
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
М. Шолохов.
Оформление.
Хуторская улица: плетень, на нём глечики, казаны, чугуны. За плетнём подсолнухи, стена куреня.


Ход мероприятия.
На пороге хлебом - солью гостей встречают казак с казачкой.
Звучит мелодия казачьей песни.
Казак: - Проходите, гости славные!
Казачка: - Гости добрые, желанные!
Казак: - Отведайте хлеба с солью!
Казачка: - Как в народе говорят: «Не дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский».
Казак: - Соли не жалей – так есть веселей.
(Гости проходят, рассаживаются за столами с одной стороны, чтобы видна была середина комнаты. Выходят 2 девушки, 2 юноши в казачьих костюмах).
1-й казак: - На Дону все наши предки,
Чтобы вечер скоротать
1-ая казачка: - Собирали посиделки:
2-й казак: - Поиграть и поболтать.
2-аяказачка: - Народ посмотреть
И себя показать.
1-й казак: - Хороводы водить,
Песни-нескладухи петь,
Веселы потешки-небылицы сказывать.
1-ая казачка: - Новости обсудить, интересного человека послушать.
2-й казак: - А по какому поводу мы с вами сегодня собрались, спросите вы…
2-ая казачка: - А пусть проявят ум, смекалку, загадочку отгадают!
1- й казак: - Ну, слушайте да смекайте, о чем речь пойдет!
С его помощью строятся города, развивается культура народов, мы изучаем науки и получаем знания. С его помощью люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.
1-ая казачка: - И это ещё не всё! Он же может сделать людей врагами, может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
2-й казак: - Догадались, о чем идет речь?
(Выходят казак с казачкой, что гостей встречали).
Казак: - Да, сообразительные гости собрались у нас сегодня. Сразу отгадали, что речь о языке пойдет, о величайшем богатстве народа.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник!
Тебе посвящаем мы праздник сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
Казачка: - Как великолепно сказал о нем Константин Бальмонт:
«Язык. Великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекот орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья…»
( Звучит казачья песня )
Казак: - Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Десне и Печоре, на Неве и Оке, на Волге и Каме, на Урале, Иртыше, на Дону и Кубани. Все русские говорят на одном национальном русском языке и поэтому жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т.е. являются общенародными.
Презентация на тему «Донской говор».
Казачка: - Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности.
Например, слово амурница – «рукоятка у кормового весла» употребляется на Дону, абик – «вершина прибрежного подводного камня, показавшаяся из воды» - в Архангельской области.
Казак: - Алёс – «мокрое, топкое место, заболоченный луг» - на Смоленщине, азям – «армяк из верблюжьей шерсти», который не пропускает влагу» - в Сибири, на Енисее.
Казачка: - Кто знает, как называются такие слова, которые понятны только жителям определенной территории?
- Правильно! Диалектные.
Чтец:
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретена.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства;
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?
Казак:
- В национальном русском языке имеются 2 наречия (диалекта) северное и южное, в состав которых входят самостоятельные говоры. Вы услышали сейчас стихотворение со словами из северного наречия, поэтому не все слова вам, наверное, были понятны.
Девушка:
- Конечно. А вот южный диалект им будет легче распознать, ведь это наш родной, донской!
Сценка.
В мелеховском курене оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину.
На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
- Гришка, рыбалить поедешь?
- Чего ты? – шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
- Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выпрямляя подвернувшийся задник.
- А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?
- К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.
Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.
- Не будет, батя, дела… Месяц на ущербе.
- Серники захватил?
- Ага.
- Дай огню.
Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.
- Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.
Казак:
- Вот тебе и наш, донской говор! Я все равно мало что понял. Может, вы объясните мне?
( Присутствующие пытаются объяснить те слова, которые им понятны). Ведущие открывают запись на интерактивной доске:
курень – «дом с постройками»;
проулок – «пространство между домами»;
подвеска – «веревка, на которой вешают занавеску, загораживающую постель»;
чирик – «сапог без голенища»;
привада – «приманка»;
зараз – «сейчас»;
жито – «зерно»;
карша – «глубокое место в реке»;
надысь – «на днях, недавно»;
серники – «спички»).
Казак:
- Необходимо сохранять и передавать по наследству такие слова, эти сокровища живой народной речи.
Казачка:
- Ведь потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.
Казачка:
- Все донские казаки в настоящее время говорят языком русским, но со многими особенностями, резко бросающимися и режущими слух впервые приехавшему на Дон человеку. Особенно «коверкают» этот язык старики и дети дошкольного возраста.
Казак:
- Казаки верховых округов говорят твердо, медленно и протяжно, но не плавно, как великороссы, с большим «аканьем», южнее – «яканьем», как-то: табя, сабя, тябя, чаво, яво, маво, тваво.
Вместо «и» иногда употребляют «ы»: например, «вышня» вместо «вишня». В деепричастиях вместо «в» почти всегда употребляют «м»: наемшись, напимшись, помолимшись.
Казачка:
- А южнее – вместо «ф» произносят всегда «хф» - хворма, хварсить, ахвицер, Хведор, Хвилипп.
Моя бабушка, вроде и не старенькая, 65 лет всего, а именно так разговаривает.
Казак (на фоне казачьей песни):
- В казачьих песнях, веселых и до боли грустных, необъятных, как сама Русь, отражаются меткость и живость, красочная выразительность языка. Неисчерпаемы, неиссякаемы богатства русского языка!
Звучит казачья песня.
Казачка:
- Именно на Дону, в казачьей среде, зародилось большинство исторических песен, получивших затем общерусское звучание и распространение.
Просмотр фрагмента художественного фильма «Тихий Дон».
Казак:
- Богатое историческое прошлое нашей страны, наиболее значительные события в ее жизни всегда вызывали в народе поэтический отклик. Песня помогает воочию увидеть любые изменения, происходящие в языке, в любых его разделах: синтаксисе, морфологии, лексике, фразеологии донской казачьей речи.
Казачка (напевает старинную казачью песню):
НЕ ПРУЦКОЙ КОРОЛЬ
(Битва у Кунерсдорфа)
Не пруцкой король,
Он ездит по городу,
Вот и разъезжает,
Про свою-то армеюшку
Ничево не знает.
Разнесчастный король тот,
Король зародился:
Ну ни в чем ему, пруцкому,
Ни в чем счастья нету,-
Ни в пути тому королю,
Ему ни в дороге,
Вот и, ни в армеюшке,
Ему счастья не было.
Вот сы вечеру король пруцкой
Поздно спать ложилси,
По утру-то к королю рано
Прибег кульер скорай:
- «Ой да, уставай, король пруцкой,
Уставай поскорее,-
Вот разбили всю твою армеюшку
Казаки донские,
Ну, донские они, гребенские,
Казаки кубанские,
Как и взяли казаки лихие
Всю твою армеюшку,
Еще взяли они, полонили
Все тваво плименничка,
Увели-то казаки лихие
Прямо в горы крутые.
Ой да, поскупел ты, пожалел, король,
Казну злата-серебра,
Выкупай жа теперь из неволи,
Выкупай с-за крутых гор»
Казак:
- М.А. Шолохов, певец земли донской, восхищался русским языком. Особенно его привлекали пословицы…меткие, образные.
«Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…»
Казачка:
- Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…
- Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.
- Щи с мясом вкуснее, речь с поговоркой яснее.
Казак:
- Нет такой темы, которая не нашла бы свое отражение в пословице. К примеру, возьмем такую тему: «Дружба, друг, враг, помощь».
- Где донской бережок, там и казак- дружок.
- День или ночь – казак всегда готов другу помочь.
- Казак стоит за друга головой до самой доски гробовой.
- Без родного хутора казаку жить муторно.
Казачка:
- Огромное количество пословиц посвящено Родине.
- За милую Родину казаки любого врага поднимут на штыки.
- Казак и Родину обороняет, и колос у него зерно не роняет.
- Кто Родиной не гордится, тот в защитники не годится.
- А какие вы пословицы знаете, дорогие гости?
Казак:
- Ох, и начитанные гости собрались у нас сегодня! Много всяких пословиц знают! А чтобы еще больше знали, почитайте-ка книгу «Донской фольклор», в которой собрано множество метких и ярких пословиц и поговорок Донского края. А собрал их Александр Михайлович Листопадов – один из виднейших фольклористов-собирателей.
Чтец:
НАШ ЯЗЫК
К нам пришел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смеем золото его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
Казачка:
- Дорогие гости! Спасибо, что пришли на наш праздник! А теперь отведайте нашего угощенья! Хлеб – всему голова, знает даже детвора. А будет хлеб – будет и песня.
Звучат казачьи песни.
Категория: Внеклассная работа | Добавил: Катя
Просмотров: 565 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве