Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методичка

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
[ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] 17.11.2010, 18:18

При реализации Новых стандартов общего образования второго поколения большое внимание уделяется формированию и развитию творческой личности ребёнка.

Творчество, как вид  деятельности, характеризуется следующими признаками.

1.наличие  проблемной ситуации или творческой задачи;

2.социальная и личная значимость ;

3.наличие объективных причин для творчества;

4.наличие субъективных причин ,то есть мотиваций;

5.новизна действий и результатов.

    Творческое мышление –высший уровень развития мышления.

Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству стремится найти свое собственное решение.

 Во-вторых, творческий человек отличается  способностью видеть объект под разными углами зрения, способностью обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В–третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые качества.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от людей других способностью продуцировать разнообразные идеи в  неопределенной ситуации. В частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, мы используем метод «мозгового штурма» и метод «синектика».

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» является методом, позволяющим снять неуверенность , раскрепостить ребёнка и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Чтобы преодолеть инерцию, нужно создать условия для прорыва инстинктов, живущих в подсознании. Вместе с тем «мозговой штурм» учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию толпы, что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи.

При проведении мозгового штурма нельзя критиковать детей, разрешается  высказывать все мысли. Учитель должен поощрять и подбадривать ребёнка, может даже вступить в игру и самому выдвигать гипотезы, чтобы раскрепостить учеников.

«Мозговой штурм» может возникнуть на уроках русского языка и математики при объяснении нового материала, когда ставится проблема и надо найти выход,на уроках литературы, при обсуждении какого-либо поступка или эпизода из произведения,да и на любых других уроках, где реализуется проблемный метод обучения.

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их и ищут правильный ответ. 

Например, "Круговорот воды в природе"

Идёт дождь,тает снег. Куда же делась вода?


Такие уроки проходят веселее, дети активно участвуют в дискуссиях, учатся доказывать и выслушивать мнение других, поднимается настроение от сделанных самими открытий,развиваются коммуникативные качества

Второй метод, активизирующий мышление, называется «СИНЕКТИКА».

Автор этого метода - Уильям Дж. Гордон(США)-выделяет два вида процесса творчества:

1)    неоперативные (неуправляемые) – интуиция, вдохновение

2)    операционные (управляемые) – использование различного вида аналогий.

Если целенаправленно учить детей применять разные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.

Для творческого процесса очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Синектика многое взяла из «мозгового штурма», но есть и существенные различия. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала обучить учащихся творческим приемам и прежде всего – различным видам аналогий: прямой, фантастической, символической, личной.

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным, похожим объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии. Широко распространена аналогия по форме, например:

 

Шар- солнце, арбуз,мяч,голова...

Часы – луна, солнце, цветок, тарелка, и т.д.

 

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

 

На свете все

На все

Похоже:

Змея –

На ремешок

Из кожи;

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый –

На пижаму;

Я –

На тебя,

А ты –

На маму.

                                       Роман Сеф

 

ЕЖИНАЯ СЕМЕЙКА

 

Ёлка будто бы ежиха,

А под ёлкой тихо- тихо

Стайкой маленьких ежат

Шишки бурые лежат.

                                      С. Пшеничных.

 

Следующий вид прямой аналогии – компонентная  аналогия. Она устанавливается по сходству компонентов (элементов). Выяснив примерное свойство объекта, необходимо найти объекты аналогичных свойств.

Например:

Телевизор-окно, аквариум,компьютер,театр...

Для знакомства детей с компонентной аналогией можно использовать стихотворение Романа Сефа:

 

Ванная – море.

Я – пароход,

Полный назад!

Полный вперёд!

Право руля!

Лево руля!

Мчусь я по морю,

Ногами бурля,

Я бы доплыть

До Австралии мог,

Но у Петровых

Протёк потолок.

 

К прямой аналогии относится и ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ аналогия: надо определить, какие функции выполняет объект (что он делает), а потом найти объект, который выполняет такие же  функции.

Например:

Стул- кресло, коврик, скамейка,диван, пенёк... 

Шапка- шляпа, кашне, платок,кепка,панама.


Аналогию можно провести по цвету:

 

Огурец-листок, гусеница,трава...

Цыплёнок- солнце,осенний лист,лимон...

 

Можно находить прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов.

Например:

 

Переполненный автобус – игрушки в ящике, огурцы в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафчике, песок в ведёрке.

Тихий час – утро в лесу, закат, затишье перед бурей.

 

Интересны прямые аналогии по свойствам. Но при этом необходимо дополнительно отвечать на вопрос какой?

Например:

 

Резиновый – шарик, мяч, купальная шапочка.

Упругий – мяч, зонт, ветер, струя.

 

Можно применить комплексную прямую аналогию при рассматривании одного объекта.

Например:

 

ДВЕРЬ

По форме: шоколад, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крышка, зонт, чемодан.

По свойствам:

Деревянная – сундук, шкаф, ветка.

Легкая – бабочка, лепесток.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

 

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ аналогия позволяет перенестись в сказку и рассматривать волшебство, фантастических сказочных персонажей , инопланетян для решения проблемы, для выхода из создавшейся ситуации.

Когда удаётся найти фантастическое  решение задачи, необходимо определить, что мешает решить задачу подобным образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Нереальные аналогии пригодятся для развития воображения, а это может подтолнуть к сочинению рассказов, сказок с необычными приключениями.

Например: если предложить детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник, то они раскрепащаются и высказывают неожиданные интересные идеи.

 

СИМВОЛИЧЕСКАЯ аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный словесный или графический образ объекта.    С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами звуков, количество – цифрами.


При графической аналогии одним символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков. С помощью 

графической аналогией детей учат выделять самое главное в образе. 

Уже с первого класса, не умея читать, дети слова заменяют отрезком,

звуки кружком и т. д.

А. Страунинг предлагает начинать с самого простого.

Например:

Игра «Что в круге?»

Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их.

Рисуем на доске кружочки или другие геометрические фигуры и при этом перечисляем: «Это яблоко, это груша, это слива…»

Дети сразу понимают, какие предметы перечисляют, и называют недостающие. Потом необходимо обвести эти кружочки большим кругом и спросить: «А где это все бывает? Тогда круг – это что?» Главная задача игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.

Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами – символами.   

Например:

 

«На горке»

Ах! Ох! Ух! Ой! Эй! Ай-я-я!

Уй- ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Всё!

 

В основе личной аналогии лежит принцип отождествления себя с объектом.  Ребенок вживается в образ объекта. Выработать это умение позволяют упражнения. Страунинг предлагает использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев.

 

Например:

 

ДВА ОТЦА

На лужайке сидел Рыболов,

Терпеливо копал червяков.

Увидал Рыболова Скворец

И решил:

- Настоящий отец.

Ищет корм

Даже лучше, чем я…

Видно,

Тоже большая семья!

                                              Тим Собакин.

 

При выполнении следующих заданий личная аналогия позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче.

 

         Задание №1

Игра: "Море волнуется".Дети замирают в образе, а при "отмирании" показывают этот персонаж в движении.

        

Задание №2

Демонстрация опыта опущенная на воду бумажная лодочка быстро размокает. Что надо сделать, чтобы  бумага, из которой сделана лодочка, не намокла?

         Для решения задачи предлагается использовать аналогию, выяснить, почему утки и гуси не намокают, плавая в воде. Подумав ребята нашли решение – смазать внешнею поверхность лодочки жиром.

 

 

 

Задание №3

         Представь, что на какое-то время ты можешь стать машиной, лошадкой, птичкой и т.д. Что бы ты делал? Где жил? Что ел?

         Таким обрзом, активируя работу над творческими способностями, мы можем добиться следующих результатов:

1). Дети научились ориентироваться в окружающем мире,больше узнали онём.

2). Узнали опостоянных изменениях в мире

3)Научились находить выход из противоречивых ситуаций

4). Развили воображение и стали по другому смотреть на обычные вещи

5). Дети стали терпимее относится к людям, животным, могут себя поставить на место другого и понять его.

Категория: Методичка | Добавил: Татьяна_Юрьевна
Просмотров: 2721 | Загрузок: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве