Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего ученика» Крепких Наталья Витальевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №62» г.Прокопьевск Кемеровская обл. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего ученика» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1 Наименование программы Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика» 2 Основание для разработки программы Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению 3 Основные разработчики программы Крепких Н.В. 4 Основная цель программы обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе 5 Задачи программы • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. 6 Условия достижения цели и задач программы Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов 7 Основные направления программы Адаптация к школьному обучению проходит через: • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе; • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде; • обогащение активного словаря ребенка, связной речи; • логическую и символическую пропедевтику. 8 Сроки реализации программы От 2011 года 9 Пользователи основных мероприятий программы Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс 10 Ожидаемые результаты • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников, • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, • формирование его готовности к систематическому обучению Введение Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Пояснительная записка Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе Основные задачи программы: • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»: • группы формируются из детей 6-летнего возраста; • продолжительность обучения составляет 10 занятий ( февраль – март) • наполняемость групп не более 15 человек; • режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Цели занятий .Развитие слухового и зрительного восприятия .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности .Развитие слуховой и зрительной памяти .Развитие мышления и речи .Развитие общей и мелкой моторики .Совершенствование коммуникативных навыков .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим .Совершенствование навыков монологической речи .Совершенствование навыков диалогической речи .Развитие мимики и пантомимики .Развитие фантазии и воображения .Развитие способностей к глубокому образному мышлению .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей .Развитие творческих способностей .Формирование эмоционально-волевой сферы .Формирование этических представлений .Повышение уверенности в себе .Научить принимать решения План занятий 1. «Занимательная математика»-10 часов 2. «Основы грамоты»-10 часов 3. «Умелые ручки»-10 часов Тематический план занятий курса «Занимательная математика» №п\п тема занятия цель занятия 1 счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; 2 измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; Объединять группы предметов, Выд ус танавливать взаимосвязь между частью и целым; 3 представления об элементарных геометрических фигурах Знать названия геом. фигур и уметь их отличать 4 ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). Пространственное ориентирование по клеткам 5 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Ориентировка во времени 6 Сра Сравнение количества предметов на наглядной основе Соотношение количества предметов между двумя группами 7 Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет 8 Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур по заданному образцу 9 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Соотношение количества предметов между разными группами 10 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). Сравнение предметов в группах разного количества Тематический план занятий курса «Основы грамоты» 1 Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). Знакомство с правилами штриховки 2 Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой 3 Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками Развитие фонематического слуха и зоркости 4 Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв Соотношение звуков и знаков 5 Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки 6 Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» Развитие пространственного представления на линованной бумаге 7 Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» Определение правой и левой сторон предмета 8 Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. 9 Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) 10 СЛОВО. СЕМЬЯ Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) Тематический план занятий «Умелые ручки» 1 Аппликация « Павлин» Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. 2 «радуга над полянкой», «бабочка» Использование красок ,технику складывания листа пополам 3 Оригами «Лебедь» Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата 4 Раскрашивание шаблона «Яйцо» Знакомство с техникой росписи на бумаге. 5 Аппликация по шаблону «Грибок» работа по шаблону и образцу 6 Конструирование «Домик у дороги» Аппликация из геометрических фигур 7 Рисование «Дерево» Знакомство с техникой «по-мокрому листу» 8 Рисование Медвежонка на поляне Развитие творческой инициативы 9 Мозаика «Кораблик» Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги» 10 Коллективная работа «Панно из наших ладошек» Умение работать в группе Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с. 2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6 3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19 4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997 5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с. 6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с. 7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. 8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с. 9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. 10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004 11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с. 12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
|