Пояснительная записка В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи”, особую актуальность приобретают исследования, направленные на обоснование содержания и изучение организационных аспектов проведения мониторинга. Программа предназначена для учащихся 9-х классов и делится на два блока: 1.Информационный блок (компьютерная обработка результатов тестирования, создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся). 2.Деятельностный блок (проведение тестирования, организация занятий), разработка рекомендаций для проведения самостоятельных занятий. Предлагаемый курс учитывает общие и специфические цели тестирования на каждом его этапе. Исследовательская направленность – формирование личностно-познавательной сферы учащихся, развивающей системное мышление и исследовательскую культуру. Профильная направленность – воспитание широко образованной личности, способной к активному интеллектуальному и физическому труду, умеющей использовать знания в различных областях. Главная цель – приобретение учащимися необходимых знаний и умений для формирования здорового образа жизни, организации проведения и судейства школьных соревнований по общей физической подготовке. Задачи: • Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой специальных знаний и навыков проведения тестирования. • Осуществление объективного контроля за уровнем физического развития школьников (наряду с тестированием уровня знаний) и оценки качества образования • Формирование умений и навыков организации и проведения самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. • Овладение интегративной системой знаний анатома - физиологических и гигиенических самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. Основы знаний: • Изучение положения о системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. • Проведение исследований направленных на обоснование содержания и изучения организационных аспектов проведения мониторинга. • проведение мониторинга состояния физической подготовленности в школе с использованием информационных технологий. Умения и навыки: • Проведение тестирования и анализ физического развития учащихся. • Создание и пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся школы. • Разработка рекомендаций по проведению самостоятельных занятий для учащихся имеющих низкие показатели уровня физического развития. • Разработка рекомендаций для родителей и учащихся по совершенствованию физического развития. Используемые педагогические технологии. Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей). Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого). Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска). Информационные технологии (использование на занятиях информации из источников в интернете, составление базы данных в электронном виде) Содержательная часть курса. Информационный блок. Тема 1. Анкетирование учащихся по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях. Тема 2. Целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания". Участие классов и школы в программе “Президентские состязания”. Тема 3 Единичные и комплексные тесты. Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов. Тема 4. Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся Тема 5. Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы. Тема 6. Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу. Тема 7. Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития. Тема 8. Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья. Деятельностный блок. Тема 9. Тестирование учащихся в начале учебного года. Оперативный контроль. Тестирование учащихся в конце учебного года. Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы. Тема 10. Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами Тема 11. Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития Тема 12. Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов. Тема 13. Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся. Тема 14. Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке. Тема 15. Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в школе. Требования к уровню подготовки усвоения учебного материала. В процессе изучения программы курса учащиеся получают возможность знать: - положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения. - о способах составления базы данных по уровню физического развития; - о составлении отчета по тестированию; - о разновидностях проведения контроля. уметь: - использовать для развития физических качеств отстающих в развитии определенные упражнения. - организовать и провести тестирование по общей физической подготовке; - овладеть навыками судейства при проведении тестирования; Организационно-методические указания: • Каждое занятие должно иметь конкретные педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения, и воспитания, способа организации учащихся. • При передаче знаний важно опираться на методы учебно-познавательной деятельности. • Темы занятий должны быть согласованы между собой. • Необходимо использовать межпредметные связи. • Учащиеся должны пополнять представление об олимпийских видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности. • Усвоение знаний учащимися надо контролировать на основе устного и письменного опроса, применение умений и навыков в судействе при проведении тестирования и соревнований, специальных заданий по применению знаний на практике. Учебно-тематический план Блок Содержание материала дата Кол-во часов Информационный блок Изучение положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. 1ч. Российская целевая спортивно-оздоровительная программа “Президентские состязания”. Участие классов и школы в программе “Президентские состязания”. 1ч. по плану Анкетирование учащихся по изучению режима дня, участия в школьных и городских спортивных мероприятиях, занятий в спортивных секциях. 3ч. Единичные и комплексные тесты. Объективность тестирования и соблюдение стандартных условий для проведения тестов. 2ч Создание информационной базы данных по физической подготовленности учащихся. 4ч Разработка листа здоровья “Я - Крепыш” для учащихся младшей школы. 3ч. Изучение списков учащихся имеющих основную, подготовительную и специальную группу. 1ч. Составление списков учащихся с разным уровнем физического развития. 2ч. Подготовка аналитических отчетов о физической подготовленности учащихся с учетом базы данных по состоянию здоровья. 2ч. Деятельностный блок Тестирование учащихся в начале учебного года Оперативный контроль. Тестирование учащихся в конце учебного года. Проведение соревнований по общей физической подготовке с учащимися младшей школы. 6ч
по плану Организация самостоятельных занятий с внесенными коррективами 1ч. Проведение индивидуальных бесед с учащимися, имеющими низкий уровень физического развития 1ч. Разработка индивидуальных карточек с заданиями по развитию физических качеств, для учащихся младших классов. 2ч. Пополнение банка данных о физической подготовленности учащихся. 2ч. Анализ выступления учащихся в городских соревнованиях по общей физической подготовке. 1ч. Разработка рекомендаций по совершенствованию физического воспитания в школе. 2ч.