Формирование эстетической культуры младших школьников с использованием этнокалендаря. Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания. Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Этнокалендарь является большим подспорьем в работе учителя. Он даёт возможность заострить внимание на разнообразии традиций, обрядов, обычаев, особенностей жизни. Подчеркнуть, что именно многообразие придаёт жизни любого общества красоту и многогранность. Педагогу вовсе не обязательно рассказывать обо всех датах этнокалендаря, гораздо эффективнее выбрать несколько и качественно, творчески поработать с ними. Прежде всего ,уроки чтения и развития речи. Особый интерес представляют такие памятные даты ,как юбилеи выдающихся деятелей культуры , Международные дни поэзии, славянской письменности, театра , музеев. К 195-летию М.Ю.Лермонтова провели конкурс на лучшего чтеца. 180-летие Л.Н.Толстого – викторина в районной библиотеке. 115-летие со дня рождения В.Бианки –в районной библиотеке беседа о творчестве. К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова продолжили зн-во с его произведениями и провели конкурс рисунков. Во время весенних каникул наши ученики посмотрели спектакль «Дюймовочка» в районной библиотеке. 21 марта во Всемирный день поэзии дети читали и слушали стихи народов мира. Этнокалендарь можно рассматривать как неотъемлемый компонент организации уроков Истории и культуры СП-б. Темы ,посвящённые основанию нашего города, города ,который всегда объединял разные народы, даст опыт толерантного отношения к людям. Даты рождения архитекторов позволяют чаще вспоминать о том, как строился СП-б, о его красоте. К таким урокам стараюсь найти в Интернете интересную информацию, фотографии. Дети готовят сообщения. Часто выезжаем на экскурсии в музеи и пригороды Санкт –Петербурга, чтобы дети могли прочувствовать красоту. Базовый учебный курс ОКРУЖАЮЩИЙ МИР также является полем для вариативного включения работы с этнокалендарём. Обращение к материалам позволяет учителю в яркой и интересной для младших школьников форме, на конкретном и понятном материале организовать осознание таких глубоких и содержательных линий программы, как : «Родная страна», «Земля наш общий дом», «Человек и общество ,в котором мы живём», «Кто живёт рядом с тобой». Такие темы позволяют познакомить детей с бытом и культурой малых народов нашей страны, бывших союзных республик, стран – соседей(Японии, Китая, Финляндии, Швеции).Многие темы перекликаются с образовательной областью ИСКУССТВО ( музыка и изо).Например, изучая культуру Японии ( у них есть ПРАЗДНИК КУКОЛ -хина мацури), на уроках труда шили куклу и на уроках изо делали эскизы костюмов для них. Такие праздники, как Китайский Новый год, Праздник фонарей- помогли частично прикоснуться к древней культуре этой страны( на уроках труда изготавливали фонарики).Лезгинский праздник цветов- уроки изо. Все беседы сопровождаются показом фотографий, в процессе просмотра идёт обсуждение. Дети делятся информацией. Особенно важно, что материал этнокалендаря адресован именно петербуржским школьникам. Значительная часть его содержания знакомит с культурными обычаями и традициями Санкт-Петербурга.