Ятчева Татьяна Ивановна Учитель начальных классов МОУ лицей №67 г.Тольятти Использование интерактивной доски на уроках в школе. В настоящее время окружающий нас мир претерпевает стремительные изменения. Всё большее значение в жизни общества и отдельного человека начинают приобретать различные электронные устройства, начиная с простых вещей для развлечения и общения и заканчивая мощнейшими вычислительными центрами, с помощью которых управляют целыми предприятиями и даже большими городами, хотя буквально лет двадцать назад о многих из этих технологий было известно только узкому кругу специалистов. Информатизация общества оказывает все более возрастающее воздействие на все сферы жизни и деятельности людей, меняет их образ и уровень жизни, культуру. И пусть не в тех объёмах, каких бы хотелось, развитие электронных устройств охватило и сферу образования. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Это определяет и изменение средств обучения, включения в учебный процесс иных, помимо учителя и учебника, источников информации, реализацию модели открытого образования. Для развития современного общества необходимо совершенствование системы образования. Одним из направлений совершенствования системы образования является применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения ИКТ. Сегодня информатика становится основой для любого предмета. Ведь любой предмет проще изучать, используя компьютер. И хотя книги никто не отменял, для того, чтобы найти нужную информацию, иллюстрацию, найти высказывания или гипотезы ученых проще идти не в библиотеку, а зайти в Интернет и получить нужную информацию. Компьютер - блестящий помощник при обучении любому предмету. А теперь представьте, что такой компьютер с большим экраном стоит в вашем классе. Причём на экране не просто статичное изображение, а набор предметов, на которые вы можете непосредственно воздействовать, при этом вместо мышки вы пользуетесь не только стилусом, но и рукой. Все очень просто, наглядно, и …интересно. Интерактивные доски предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебного процесса: с их помощью можно работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной работы учащихся. Чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте поставки досок стандартного программного обеспечения. Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что мы можем использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске. Большие возможности в работе с интерактивной доской предоставляет КМ-ШКОЛА - информационный интегрированный продукт для школы, созданный на основе Интернет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. Продукт КМ-ШКОЛА полностью отвечает современным требованиям к формированию единой образовательной среды в школе. Богатство и разнообразие образовательного мультимедийного контента отвечает потребностям учителей любых предметов, а оперативные средства управления учебными материалами позволят более эффективно провести наглядные, интерактивные занятия. Использовать доску можно на любой стадии урока. Главное, начать. Сначала работа с доской отнимает много дополнительного времени, которого на уроке и так не хватает. Но, когда у учителя и учащихся появляется навык работы, начинаешь понимать преимущества интерактивного урока: при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий; при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор; при работе над ошибками ; при индивидуальном счете; при закреплении; при тренировке; при отработке ЗУН; при повторении; в исследовательской деятельности; в проектной деятельности учащихся; при контроле и т.д. Интерактивные доски могут использоваться в различных направлениях: 1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 2. Активное участие. 3. Улучшение темпа и течения занятия. Демонстрация на уроке учебной презентации способствует определению темы проекта, привлечению учащихся к проектной деятельности, для повышения мотивации, активизации учащихся, принимающих участие в проекте. Учитель не привязан к компьютеру и клавиатуре, что позволяет ему свободно менять что-либо в своей разработке по ходу урока, не разрываясь между экраном и клавиатурой. К тому же параллельно презентации можно вести и записи на доске, что так же позволяет не терять время на перемещение от доски к проектору и обратно, также все замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения. При обучении могут быть использованы различные возможности интерактивной доски: Цвет можно использовать для того, чтобы акцентировать внимание на необходимой информации, обозначить связь между схемами, рисунками, формулами, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске и т.д. Заметки полезны для добавления формулировок проблем, новых идей и вопросов к материалу, представленному на экране. Заметки можно сохранить, пересмотреть, распечатать. Добавление звука и видеоклипов может значительно улучшить наглядность учебной информации, ее восприятие на уроке. Ведь даже самое живое и красочное устное или письменное описание не может в полной мере передать красоту пения соловья, величественное и неторопливое перемещение китов в морской бездне или, даже, тяжёлую поступь динозавров. Интерактивная доска даёт возможность полностью окунуться в изучаемый предмет, быть не отстранённым свидетелем, а активным участником действа, отображаемого на ней. Технология позволяет фиксировать изображения из видеоклипов и отображать их в качестве статических картинок для дальнейшего обсуждения или сохранять в виде заметок. Учащиеся получают возможность работать с единицами информации, группировать её, составлять схемы, определять преимущества и недостатки, сходства и различия объектов и делать отметки на картинках, диаграммах и многое другое. Некоторые программные средства интерактивной доски включают в себя трафареты, которые можно использовать для того, чтобы направить внимание учеников на определенную область. Программные средства имеют возможность подсветки, которую учителя и ученики могут использовать в качестве выделения нужных областей. Части изображения можно вырезать, стирать с экрана, их можно скопировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, так как они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки, хотя злоупотреблять этим не стоит, ведь в реальной жизни часто второго шанса может и не быть. Можно воспользоваться такой функцией, как «шторка». Вы помещаете на доске правильный ответ на вопрос – в виде математического выражения, картинки или текста и просто закрываете его виртуальной шторкой. После обсуждения, выяснения вариантов ответов шторка опускается и все видят правильный ответ. Учителя могут разделить экран и дисплей сразу на две различные части. Это может быть полезно, например, при сопоставлении различных процессов. Использование интерактивной доски в учебном процессе помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Развивает мотивацию, делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В общем, работа с интерактивной доской делает урок интересным, захватывающим и даже интригующим. Желающих работать у доски всегда много. Ребенок не просто смотрит на то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе. Огромные возможности доски позволяют включать в урочный процесс разнообразные виды деятельности. Будь то урок-лекция, либо урок-игра, детям всегда интересно, а главное познавательно и запоминаемо!!! Несомненно, интерактивная доска – прекрасный разноплановый и гибкий инструмент, переводящий процесс преподавания из несколько рутинной формы в современную плоскость, соответствующую темпам развития технологий и всего общества. Но при этом не стоит забывать, что максимально эффективен он может быть только в руках педагога, который умеет находить контакт и взаимопонимание с учениками, ибо никакие технологии не в силах заменить теплоту человеческих отношений.