Мухтарова Гузель Завдятовна МОУ СОШ №6 г. Бавлы учитель начальных классов ( для обучающихся 8 – 10 лет)
Исследовательские технологии в начальной школе. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое начало. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлектировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Приступая к реализации проектов, начинать надо с изучения интересов учащихся, выбора тематики и подготовки к работе. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Одной из особенностей проектного метода является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности –презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Конечно, возраст детей младших школьников накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. Однако вовлекать их нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития. Приведу пример проекта по математике «Юный турист». Учащиеся должны решить не только, куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места, а также какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого. Класс делится на три группы. 1 группа – «Маршрут» продумывает сам маршрут продвижения. С помощью карт рассчитывают расстояние, которое должны будут проехать участники, и путь, который они пройдут пешком. В этом задании ученики отрабатывают не только основные арифметические операции, но и навыки работы с картой, а также учатся переводить единицы измерения из одного масштаба в другой. Задание детей этой группы – проложить маршрут, который будет интересен всему классу, экономичным, то есть не требует больших расходов на проезд и посильный для всех участников. 2 группа – «Лагерь». Эта группа выясняет, сколько человек пойдет в поход, сколько из них мальчиков, девочек. Исходя из этого, они рассчитывают, сколько и каких палаток понадобится, кто будет их нести. Определяют необходимое количество посуды, которое понадобится для приготовления пищи, определяют инструменты и вещи, без которых нельзя идти в поход. 3 группа – «Продукты». В этой группе девочки. Они рассчитывают, какие продукты и в каком количестве понадобятся, сколько денег на это потребуется. Распределяют продукты по весу между всеми участниками похода так, чтобы все несли посильную ношу. Возможно, что в поход пойдут по маршруту, выбранному одной группой, а лагерь будет разбиваться по проекту другой, или обеспечение похода будет признано лучшим в третьей группе, то есть итог будет совместный, но, в любом случае выбор остается за детьми. Они сами должны решить, стоит ли использовать целиком проект победителей или можно добавить какие – то элементы, разработанные другими участниками. Из сказанного видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Кроме того, они убеждаются в том, что жизненные проблемы не всего имеют однозначное решение, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. Вот пример проекта по математике по теме: «Масса». План подготовки проекта. 1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой. 2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один. 3.Продумай этапы деятельности. 4.Решите, кто и за что будет отвечать. 5.Выясните, что нужно подготовить заранее. 6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью. Стенд «Самый легкий и самый тяжелый» Этапы деятельности 1.Определите, в какой области вы будете искать чемпионов по массе: среди животных, среди людей, среди плодов, среди планет и т.д. 2.Соберите сведения. 3.Напишите текст. 4.Нарисуйте иллюстрации, подберите фотографии. 5.Оформите материалы в виде стенда. Роли: авторы, художники, редакторы, оформители. Викторина «Что тяжелее? Что легче?» Этапы деятельности 1. Определите темы заданий (о предметах, о животных, о материалах и т.д.) 2. Определите виды заданий (устные, наглядные) 3. Подберите материал (книги, статьи, предметы, видеоматериалы) 4. Подготовьте вопросы. 5. Определите, как оценивать ответы. Роли: авторы вопросов, ведущий, жюри, оформители. Исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета» Этапы деятельности. Постановка проблемы. Какие предметы сильнее притягиваются к Земле? Выдвижение предположений. Опыт. Возьмите небольшие предметы, которые сильно отличаются по массе, например воздушный шарик и небольшой камень. Поместите их на одинаковую высоту (на шкаф или на подоконник) и слегка подтолкните к краю так, чтобы они упали вниз. С помощью секундомера измерьте время падения. Следите за тем, чтобы предметы падали вертикально вниз. Не бросайте их с силой, предметы должны падать свободно. Выводы. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходиться добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Выполнение творческих проектов, занятия исследовательской деятельностью развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность.