Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков языкового развития в целом. Иными словами, правописание – средство общения. Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова». Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. Поэтому, одним из важнейших этапов русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. На уроках русского языка я пользуюсь такой методикой запоминания словарных слов: 1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: берёза 2. Выделить слог, который вызывает трудность при написании. Например: бе-рё-за 3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив сомнительную орфограмму. Например: бе 4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова. а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком; б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. 5. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом (рисунок и пересечение слов через сомнительную букву).
Б Б Е Р Ё З А Л А Я 6. Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму. При этом не навязывать ученику свой ассоциативный образ. Примеры ассоциативных образов: Капуста – заяц, газета-бумага, инженер-модель, огурец-овощ…
Так же я хочу поделиться опытом своей работы по изучению нового слова из «Словарика», сущность которого можно сформулировать следующим образом: усилие обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Например, я говорю: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово медведь). Е . . М . Д . . . . . . Д . . .
В . . . . Е . . . . . Ь . . . . . . . Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний я ввожу в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, я предлагаю учащимся внимательно посмотреть на данную запись и назвать два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке: . . . . . . . О З А Б В Т Е Р А Д К . . . . Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых точки стоят сверху. Затем соединить буквы, у которых стоят внизу.