Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация гласных и согласных»
- нарушение письма и чтения, обусловленное системным недоразвитием речи; - третий год обучения
Цель: дифференцировать гласные и согласные звуки и их буквы. Задачи Образовательные: - различать гласные и согласные звуки и их буквы; - продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза; - учить давать характеристику звуков, развивать учебный монолог; - формировать навык образования притяжательных прилагательных; - продолжать работу по развитию связной речи; Коррекционные: - развивать слуховое восприятие и внимание, зрительную память; - развивать познавательную активность учащихся, мышление, вербальные внимание и память; - развивать зрительно-двигательную координацию; Воспитательные: - формировать интерес и мотивацию к занятиям; - воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль;
Оборудование: компьютер; презентация PP «Кроссворд «Дикие животные»; презентация PP «Смешные человечки – физминутка»; картинки: ёж, енот, барсук, олень, лось, бобёр, крот, рысь; карточки со словами: заяц, белка, медведь, лиса, избушка, логово, дупло, берлога, нора: индивидуальные тетради; образец фонетического разбора на доске. Ход занятия I. Вводная часть. 1. Организационный момент. 2. Самостоятельное определение учащимися темы занятия. Л. Ребята, послушайте стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак. Дыхание свободно в каждом гласном, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. Л. О чем это стихотворение? Д. О гласных и согласных звуках. Л. Как бы вы назвали тему нашего занятия? Вы уже догадались? Д. Ответы детей. Л. Различение гласных и согласных звуков и их букв – тема нашего занятия. II. Основная часть. 1. Беседа о звуках русского языка. Л. Чем различаются гласные и согласные звуки? Д. При произнесении гласных звуков воздух не встречает во рту преград. А при произнесении согласных звуков во рту образуются преграды. Л. Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. Д. отвечают. Л. А букв, обозначающих гласные звуки? Почему? Д. отвечают. Л. Сколько букв согласных звуков в русском алфавите? Какие согласные звуки бывают? Назовите пары звонких и глухих согласных. Д. отвечают. Л. Какие звонкие согласные не имеют пары? Какие глухие согласные не имеют пары? Д. отвечают. Л. Назовите согласные, которые всегда мягкие, всегда твёрдые. Д. отвечают. Л. Вы вспомнили все, что знаете о звуках русской речи. 2. Развитие слухового восприятия и внимания. Решение кроссворда. Л. А ведь есть и другие звуки. Я вам предлагаю их послушать. Д. слушают и определяют, кто издает эти звуки. Л. Кого вы слышали? Кто это был? (если дети затрудняются, загадать загадки. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а ниток ни одной. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? Этот зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами и с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.) Д. Это волк. Л. Ребята, посмотрите, у меня есть кроссворд. Как вам кажется, для слова «волк» есть тут клеточки? Л. Предлагает ребенку вписать слово в клетки кроссворда. Далее аналогичная работа с другими словами. Л. Не все клетки заполнены. Как вы считаете, какое слово здесь зашифровано? Кто это все вместе? Как их назвать? Вписывает слово «животные». 3. Буквенный анализ слова. Л. Откройте тетради. Отступите две строки от предыдущей работы. Выпишите из слова «животные» сначала буквы гласных звуков, а на следующей строчке буквы согласных звуков. Д. Выполняют задание. Л. Проверьте задание друг у друга. 4. Звуко-буквенный анализ. Игра «Кого не стало». Л. Назовите животных, изображенных на картинках. Запомните их. Д. Называют животных. Л. Закройте глаза, а я кое-что уберу. А вы догадаетесь, кого не стало. Д. играют. Л. Ребята, а теперь проведём фонетический анализ слова «олень». Д. Проводят фонетический анализ слова «олень» вместе с учителем. Л. Фонетический разбор слова «енот» проведите самостоятельно. Д. выполняют самостоятельно фонетический разбор слова «енот» в тетрадях. Л. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (на доске запись фонетического разбора). Д. самопроверка. 5. Физкультминутка. Л. Засиделись мы с вами. Я тоже устала. Сегодня у нас будет необычная физкультминутка. Такое задание мы еще ни разу не выполняли. Мне тоже интересно попробовать, я буду выполнять упражнения вместе с вами. Смотрите на экран и принимайте такие же позы, как человечек на экране. Давайте попробуем. Д. пробуют выполнять движения. Л. Понятно, что вы должны сделать? Начинаем. Д. выполняют движения. Л. Размялись немного. Садитесь. 6. Образование притяжательных прилагательных. Работа со словосочетанием. Л. Ребята, возьмите каждый по карточке. Прочитайте, кому какое слово досталось. Д. читают названия животных, написанные на карточках. Л. Давайте сыграем в лото. Посмотрите, какая карточка кому из вас подойдет. Д. разбирают карточки. Л. Из этих двух слов составьте словосочетание, чтобы стало понятно, где чьё жилище. Например, помните, была сказка? Смотрите, вот карточка «заяц», карточка «избушка». Я составляю словосочетание: избушка чья? – заячья. Получилось словосочетание? А теперь выполните свое задание по такому же принципу. Д. выполняют задание. Л. У кого что получилось? Д. называют свои словосочетания. 7. Работа с предложением. Л. Давайте придумаем предложения с этими словосочетаниями. Д. придумывают предложения и называют их. Л. Предлагает записать их в тетрадь. Д. записывают предложения. Л. Возьмите простой карандаш, и все буквы гласных звуков, которые встречаются в этом предложении, обведите в кружок, а буквы согласных звуков подчеркните. Д. выполняют задание. Л. Ребята, я проверю это задание после занятия. III. Итог занятия. Л. Чем мы занимались? О чем мы говорили сегодня? О ком мы говорили на занятии? О каких животных мы говорили? Д. Мы различали гласные и согласные звуки и их буквы. Разгадывали кроссворд. Составляли предложения. Мы говорили о животных. О диких животных. Л. Вспомните названия животных, которые начинаются с букв гласных звуков, с согласных. Д. называют животных Л. Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня. Занятие окончено.