(Урок- подготовка к сочинению о зиме) Цель: 1. Обучение составлению текста –описания; умению через образ создать настроение; 2. Воспитание любви к природе, творчеству русского народа. Ход урока 1.Организационный момент. Ребята! Сегодня у нас урок-проект (Слайд 1). Постараемся работать активно, творчески, с удовольствием. Тема нашего проекта «И вот сама идёт волшебница – зима» (слайд 2). И действительно, на улице зима. -Любите ли вы зиму? За что? Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, фольклорные и живописные произведения увидеть красоту родной природы. Результатом нашей работы будет книжка-малышка о зиме. Каждая страничка её будет иметь своё название. Вы создадите её своими руками. Книжка – малышка поможет вам написать сочинение о зимней природе. 2. Сообщение темы урока. Зима – одно из самых в народе времён года. Завершены работы в поле, убран урожай. Замерла природа под снежным покровом. Это время отдыха и покоя. А для детей это время катаний на санках, лыжах, игры в снежки. Народ придумал Зиме много ласковых названий. -Какие названия можно придумать для зимы? Найдите в отрывках поэтов и писателей, какие названия дают зиме. (Слайд 3) Люди называют зиму – Зима, Зимушка, чародейка, волшебница, гостья,Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка. Зима включает три календарных месяца. Вспомните их название- декабрь, январь, февраль (Слайд 4). Всё красиво в зиме: обилие мягкого пушистого снега, сказочная красота сверкающего на ветвях инея, морозная дымка, зимние забавы детей. 3. Проверка домашнего задания. Чтение стихов о зиме. (Слайд 5,6) 4. Основная часть урока. Задание 1. Итак, начинаем оформление первой странички. Сначала надо придумать заголовок. Из нескольких вариантов названий, размещённых на доске, выберите одно, которое вам больше понравится, и оформите начало странички. Варианты названий странички: (Слайд7) 1. Зимушка – зима. 2. Здравствуй, гостья –зима! 3. Поёт зима –аукает… 4. Зима –чародейка. Ребята выбирают название, объясняют свой выбор. Задание 2. Да, ребята, зима гостья, матушка, чародейка, волшебница. Так нежно и ласково называли русские поэты зиму. А какие вы сможете подобрать прилагательные, чтобы описать это время года? (Работа на заготовках. Приложение 1.) По окончании работы учащиеся зачитывают ассоцограммы. (Слайд8) Задание 3. Прочитайте загадки о зиме. Наклейте на следующую страницу. Напишите отгадки. (Слайд 9, 10) Задание 4. Зима в России долгая, и снег в разное время выглядит по- разному. На прошлом уроке чтения мы читали рассказ Сергея Иванова «Каким бывает снег» и наблюдали вместе с писателем за особенностями снега в разные зимние месяцы. Следующая страница называется «Волшебная палитра». У каждого из вас будет свой зимний месяц. Найдите отрывок о своём месяце из рассказа С.Иванова «Каким бывает снег», внимательно его прочитайте. Выпишите на волшебную палитру слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега. Палитру приклейте на следующую страницу. (Слайд 11) Задание 5. Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над сло-вом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте заголовок, оформите новую страничку. (Слайд 12). Проверка. Физкультминутка. -Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Все они такие разные. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь. Задание 6. Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения. Сегодня мы прочитаем стихи о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Помните о стихотворной рифме. Составленным стихотворением оформите следующую страницу. Снег летает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Всюду снег, в снегу дома - Привезла его зима. К нам спешила поскорей, Привезла нам снегирей. Скрипит снежок на улице. Мороз стучится в дом. И воробей ссутулился На ветке за окном. (Слайд 13-15) Проверка работ. При чтении стихов напомнить о выразительном чтении. Задание 7. Наблюдая за явлениями природы, русский народ составил много примет, по которым определял какими будут весна и лето, каков будет урожай. (Слайд16) - Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди. - Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую. - Грачи прилетели до середины марта – снег сойдёт рано, лето будет дождливое. Народ слагал о зиме сказки, пословицы, поговорки. Соберите пословицы и поговорки из двух частей и наклейте на следующую страничку. (Слайд17) Хороший снежок Снег холодный, Декабрь год кончает, В феврале два друга – мороз да вьюга. а от стужи укрывает. посадки бережёт. а зиму начинает. Проверка. (слайд18) Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась вековая мудрость русского народа, его любовь к матушке –зиме. Игра «День и ночь» –Все закрывают глаза. Тот, до кого я дотронусь, « просыпается» и называет «зимнее слово». Задание 8. Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин К.Юона «Наша русская зима», «Конец зимы» и И.Левитана «Март». (Слайд 19-20) На этих картинах художники показывают снег в разные зимние месяцы. У К. Юона на картине «Наша русская зима» зима изображена с обилием мягкого и пушистого снега, сверкающего инея на ветвях могучих деревьев. На картине «Конец зимы» снег совсем другой. Зима готовится дать дорогу весне, и поэтому снег уже потерял свою белизну. А у И. Левитана зима ещё не ушла, а весна уже вступает в свои права. 5. Итог урока. Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Молодцы! -Что вам понравилось на уроке? Что узнали нового? Зима в самом разгаре. И вы ещё полюбуетесь сказочной красотой снега, поиграете в снежки, слепите Снеговика. А на следующих уроках мы с вами познакомимся с новыми литературными произведениями о зиме и продолжим подготовку к сочинению. Домашнее задание. Наша книжка тоже не может обойтись без зимнего рисунка. Я предлагаю почувствовать себя юными художниками и немного пофантазировать. Дома вы выполните рисунок о зиме и закончите оформление книжки-малышки. Урок окончен. Спасибо! (Слайд 21)
|