Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

«И вот сама идёт волшебница – зима» . Урок подготовки к сочинению.
[ Скачать с сервера (2.26 Mb) ] 02.02.2011, 11:36
(Урок- подготовка к сочинению о зиме)
Цель: 1. Обучение составлению текста –описания; умению через образ создать настроение; 2. Воспитание любви к природе, творчеству русского народа.

Ход урока
1.Организационный момент.
Ребята! Сегодня у нас урок-проект (Слайд 1). Постараемся работать активно, творчески, с удовольствием. Тема нашего проекта «И вот сама идёт волшебница – зима» (слайд 2). И действительно, на улице зима.
-Любите ли вы зиму? За что?
Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, фольклорные и живописные произведения увидеть красоту родной природы. Результатом нашей работы будет книжка-малышка о зиме. Каждая страничка её будет иметь своё название. Вы создадите её своими руками. Книжка – малышка поможет вам написать сочинение о зимней природе.
2. Сообщение темы урока.
Зима – одно из самых в народе времён года. Завершены работы в поле, убран урожай. Замерла природа под снежным покровом. Это время отдыха и покоя. А для детей это время катаний на санках, лыжах, игры в снежки. Народ придумал Зиме много ласковых названий.
-Какие названия можно придумать для зимы? Найдите в отрывках поэтов и писателей, какие названия дают зиме. (Слайд 3) Люди называют зиму – Зима, Зимушка, чародейка, волшебница, гостья,Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.
Зима включает три календарных месяца. Вспомните их название- декабрь, январь, февраль (Слайд 4).
Всё красиво в зиме: обилие мягкого пушистого снега, сказочная красота сверкающего на ветвях инея, морозная дымка, зимние забавы детей.
3. Проверка домашнего задания.
Чтение стихов о зиме. (Слайд 5,6)
4. Основная часть урока.
Задание 1.
Итак, начинаем оформление первой странички. Сначала надо придумать заголовок. Из нескольких вариантов названий, размещённых на доске, выберите одно, которое вам больше понравится, и оформите начало странички.
Варианты названий странички: (Слайд7)
1. Зимушка – зима.
2. Здравствуй, гостья –зима!
3. Поёт зима –аукает…
4. Зима –чародейка.
Ребята выбирают название, объясняют свой выбор.
Задание 2.
Да, ребята, зима гостья, матушка, чародейка, волшебница. Так нежно и ласково называли русские поэты зиму. А какие вы сможете подобрать прилагательные, чтобы описать это время года? (Работа на заготовках. Приложение 1.)
По окончании работы учащиеся зачитывают ассоцограммы. (Слайд8)
Задание 3.
Прочитайте загадки о зиме. Наклейте на следующую страницу. Напишите отгадки. (Слайд 9, 10)
Задание 4.
Зима в России долгая, и снег в разное время выглядит по- разному. На прошлом уроке чтения мы читали рассказ Сергея Иванова «Каким бывает снег» и наблюдали вместе с писателем за особенностями снега в разные зимние месяцы.
Следующая страница называется «Волшебная палитра». У каждого из вас будет свой зимний месяц. Найдите отрывок о своём месяце из рассказа С.Иванова «Каким бывает снег», внимательно его прочитайте. Выпишите на волшебную палитру слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега.
Палитру приклейте на следующую страницу. (Слайд 11)
Задание 5.
Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над сло-вом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы.
Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте заголовок, оформите новую страничку. (Слайд 12). Проверка.
Физкультминутка.

-Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Все они такие разные. Если на них подуть, они разлетятся в разные стороны. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.
Задание 6.
Красива зима в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения.
Сегодня мы прочитаем стихи о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Помните о стихотворной рифме. Составленным стихотворением оформите следующую страницу.
Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном. (Слайд 13-15)
Проверка работ. При чтении стихов напомнить о выразительном чтении.
Задание 7.
Наблюдая за явлениями природы, русский народ составил много примет, по которым определял какими будут весна и лето, каков будет урожай. (Слайд16)
- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
- Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую.
- Грачи прилетели до середины марта – снег сойдёт рано, лето будет дождливое.
Народ слагал о зиме сказки, пословицы, поговорки. Соберите пословицы и поговорки из двух частей и наклейте на следующую страничку. (Слайд17)
 Хороший снежок
 Снег холодный,
 Декабрь год кончает,
 В феврале два друга –

 мороз да вьюга.
 а от стужи укрывает.
 посадки бережёт.
 а зиму начинает.

Проверка. (слайд18)
Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась вековая мудрость русского народа, его любовь к матушке –зиме.
Игра «День и ночь»
–Все закрывают глаза. Тот, до кого я дотронусь, « просыпается» и называет «зимнее слово».
Задание 8.
Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники. Перед вами репродукции картин К.Юона «Наша русская зима», «Конец зимы» и И.Левитана «Март». (Слайд 19-20) На этих картинах художники показывают снег в разные зимние месяцы. У К. Юона на картине «Наша русская зима» зима изображена с обилием мягкого и пушистого снега, сверкающего инея на ветвях могучих деревьев. На картине «Конец зимы» снег совсем другой. Зима готовится дать дорогу весне, и поэтому снег уже потерял свою белизну. А у И. Левитана зима ещё не ушла, а весна уже вступает в свои права.
5. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!
-Что вам понравилось на уроке? Что узнали нового?
Зима в самом разгаре. И вы ещё полюбуетесь сказочной красотой снега, поиграете в снежки, слепите Снеговика. А на следующих уроках мы с вами познакомимся с новыми литературными произведениями о зиме и продолжим подготовку к сочинению.
Домашнее задание.
Наша книжка тоже не может обойтись без зимнего рисунка. Я предлагаю почувствовать себя юными художниками и немного пофантазировать. Дома вы выполните рисунок о зиме и закончите оформление книжки-малышки.
Урок окончен. Спасибо! (Слайд 21)

Категория: Уроки | Добавил: завучОУ
Просмотров: 6866 | Загрузок: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве