Цели:1) ознакомить с изменением частей речи по падежам; 2) развивать внимание, память, орфографическую зоркость учащихся; 3) упражнять в распознавании различных частей речи; 4) воспитывать интерес к родному языку. Оборудование: видеозапись мультфильма «По следам бременских музыкантов»; иллюстративный материал к уроку; памятки – схемы «Как определить часть речи?», учебники М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка, 3 класс» и тетради с печатной основой к ним. I. Организация класса. - Прочтите тему урока, записанную на доске. Кто сможет продолжить это предложение тихо садится. Изменение имён существительных по … . - Как же можно продолжить это предложение? (… по числам) - Можно ли по-другому закончить это предложение? Попробуем это выяснить к концу урока. II. Сообщение темы и целей урока. Активизация мотивации. Учитель включает фрагмент из мультфильма. Звучит песенка гениального сыщика. - Ребята, а кто такой сыщик? Чем он занимается? - Видно в королевстве случилась какая-то беда! Сегодня в дворцовых покоях чуть свет Случилась пропажа… Виновного нет! И сбилась прислуга и стражники с ног. Обшарили за день весь царский чертог. Нашли лишь следы на ступенях дворца. Но кто их оставил? - Найти хитреца! Отправлен приказ в города и селенья! А так же за море без промедленья. Уж мчится в столицу известный знаток. А мы начинаем обычный урок. -Попробуем помочь гениальному сыщику и поведём «детективное расследование», пойдём по таинственным следам и, возможно, откроем «новые» знания.
III. Актуализация базовых знаний учащихся. а) Упражнение на развитие орфографической зоркости. - Работа сыщика трудна и, порой, опасна. Ему нужно быть очень внимательным, смекалистым, зорким. Известны случаи, когда сыскной агент изобличал преступника только по голосу. Проверим и вашу смекалку. - По звуковому «портрету» узнайте слова. а б в*и н*и т*э л*
в*и н а в* и н* и т* в*и н а в а т ы й* - Объясните лексическое значение слов. - Какие места в транскрипции отличаются от написания? - Объясните выбор букв. Запишите с комментированием. Вина, винить, виноватый, обвинитель. - Какая часть объединяет эти слова? (-вин-) - Какое название существует для такой семьи слов? - К каким частям речи относятся эти слова? - Есть ли среди этих слов «лишнее»? *Повинную голову и меч не сечёт. - Объясните, как вы понимаете смысл поговорки. * Дополнительный материал.
б) Упражнение в распознавании имени существительного. - Опрашивая свидетелей, следователю часто приходится составлять по отдельным частям лица «портрет» преступника: фоторобот. Попробуем составить «фоторобот» имени существительного.
- Добавим особые приметы. Выберите подходящие. Изменяется по числам. Изменяется по родам. Не изменяется по родам. Командует. Подчиняется.
IV. Работа над новой темой. 1) Упражнения в определении частей речи. - Тренировка закончена. Пора начинать следственные действия. Определите в тексте «королевского указа» все части речи, которые знаете, с помощью памятки «Как определить часть речи?». Возможно, это нам подскажет направление поисков. Пропала чудесная, милая, Добрая и очень красивая. Ею приближённые любуются Все нервничают и волнуются: - Найдётся ли? Отыщется? А наградят то тысячей! -Ясно ли из текста, что именно пропало? Почему? (Не назван предмет.)
б) Работа по группам. Запишите 3-4 имени существительных, вспомнив, что в королевском дворце самое ценное и дорогое. Выделите окончания. 1 группа выписывает слова мужского рода. 2 группа выписывает слова среднего рода. 3 группа выписывает слова женского рода.
- Проведите сравнение окончаний существительных различного рода. Есть ли совпадения со «следом» на 1ступени дворца? (Есть совпадения с именами существительными в женском роде, единственного числа.) - Перечитайте слова королевского объявления. Оно поможет уточнить, что именно пропало. (Добрая, милая принцесса)
в) Подведение итогов. Пропавшее обозначается именем существительным в женском роде, отвечает на вопрос «кто?», возможно, это принцесса. (Появляется портрет принцессы на экране телевизора)
Физкультминутка. (Проводится под песенку короля из мультфильма «Такая-сякая пропала из дворца …»)
г) Работа с учебником. 1) Упр. 190. (Тетрадь с печатной основой, стр. 55) - Вставьте слово «принцесса» в предложения. Решите, оставить ли слово в начальной форме или будете его изменять. Задайте вопросы к слову «принцесса». 2)Проверка выполнения. - Сравните изменения в окончаниях слова «принцесса» со «следами» на ступеньках дворца. Есть ли совпадения? - Изменяли ли мы слово по родам? - Изменяли ли слово по числам? Значит, это какая-то новая форма изменения имени существительного. 3) Ознакомление с выводами авторов учебника. Упражнения 192, 193. Стр. 66.
V. Закрепление нового материала. а) Упр. 191 в тетради с печатной основой. В каждой группе предложений пропущено слово река. Впишите его. Назови научным словом, которое мы сегодня узнали, изменения слова река.
б) Упр. 194 и 195 в учебнике. Принцесса увидела реку и побежала к реке.на доске - Всё ли удачно в этом предложении? - Какая часть речи поможет избавиться от повторения слова? - Запишите предложение, улучшив его. - Найдите имя существительное в именительном падеже и отметьте его V. - Подставьте местоимения на место других имён существительных в этом предложении и понаблюдайте: умеет ли эта часть речи, как и имя существительное изменяться по падежам. - Проверьте свои выводы, прочитав сообщение авторов учебника (с.68).
VI. Подведение итогов урока. - Как хорошо, что сказочная история закончилась благополучно. Принцесса всего лишь отправилась на прогулку к реке. А вы, надеюсь, узнали и запомнили много нового. - Вспомните вопрос, который был задан в начале урока. Можно ли по-другому продолжить название темы урока «Изменение имён существительных по …». Как бы вы теперь продолжили это предложение?
VII. Домашнее задание. Упр. 196, с. 68 учебника. - Спроси дома, что взрослые знают о падежах. Попробуй рассказать им о том, чего они не знают.