Ход
урока:
1.– Ребята, скажите, что сегодня за день? (число, день недели,
месяц, год, век, погода)
Сообщение темы урока.
2. Блиц турнир:
- Зачем верблюду длинные
ресницы? (для защиты глаз от песка)
- Сколько лет живет саксаул ?
(50-60)
- Сколько весит варан? (до
3,5 кг)
- Кого называют «Пустынным
крокодилом»? (варана)
- Какой длины достигают корни
верблюжьей колючки? (20-30 м)
- У каких жителей пустыни
задние ноги в 4 раза длиннее передних? (тушканчик)
- Какова температура песка в
пустыне летом? (60-80 С)
3. – Какие книги о пустынях
вы читали?
4. А теперь расскажите, какие
виды пустынь вы знаете? (каменные, глинистые, песчаные, солончаковые – песок перемешан с солью,
водные, ледяные – Антарктида).
- Покажите друг другу
пустыни. Каким цветом они обозначены? (показывают на карте).
- Что общего у всех пустынь?
- Чем они отличаются?
5. – Сегодня мы продолжаем
разговор о пустыне.
Люди в пустынях живут уже много тысяч лет.
Люди приручили диких животных и получили надежный источник питания и других
нужных им товаров.
- Пустыни не везде одинаковы, где-то растет
больше растений, где-то меньше. Поэтому и животных в разных местах разводят
разных.
Самое крупное домашнее
животное – верблюд. (стр. 174-175 )
Очень полезен ослик (ишак).
Он похож на маленькую лошадь. Он очень силен. Ослик дает молоко, шкуру, мясо.
Из более мелких животных полезны овцы, козы. Они неприхотливы в еде и едят почти
любую траву, ветки, листья. Животноводство в пустыне немыслимо без коня, на них
ездят верхом, перевозят грузы, молоко лошадей – кумыс – очень полезно и
целебно.
С наступлением летней жары
животных перегоняют в горы, где не так жарко, больше травы и есть деревья.
Животноводство в пустынях приспособлено к особенностям пустынь. Скотоводство в пустыне носит кочевой характер
в связи с климатом и скудностью пастбищ.
Есть в пустыне люди странной
профессии – змееловы. Они ловят ядовитых змей, из яда которых получают
лекарства. Работа их опасна, но очень нужна людям.
Работа
по учебнику стр. 176.
Словарная работа:
1) Кошара – загоны для скота.
2) Скотоводы – жители, разводящие домашних животных.
3) Каракуль – шкурки овец особой породы.
4) Оазис – места, пригодные для жизни (есть вода).
5) Арык – канава для подведения к полю воды для полива.
6) Канал – искусственная река в пустынях.
Просмотр
презентации «Пустыни»
- Почему верблюд – самое
излюбленное домашнее животное в пустыне? Какую пользу он приносит?
На доске:
Молоко (сыр)
Шерсть
Мясо, сало
Шкура
Средство передвижения
Средство для переноса грузов
- Что делают из верблюжьей
шерсти?
- ткани
- войлок
- одеяла
- вяжут носки, варежки
- солдатские шинели
Чтение учебника.
Вопрос перед чтением
учебника:
- Почему в пустыне выращивают
хлопчатник?
Дети читают по карточкам. Картинки на
доске. Расскажите о хлопке с помощью
ответов учеников:
- Пустыня- единственное
место, где растет хлопчатник – «белое золото». Раньше его собирали вручную,
теперь убирают комбайнами.
- Что делают из хлопчатника?
- Из высших сортов – материал
ХБ, нитки для шитья, низшие сорта – вата).
- Хлопок – капризное растение. Раньше его
поливом занимались только мужчины, которые по цвету земли безошибочно
угадывали, сколько в ней влаги, а по тому, как растут листья хлопчатника, точно
определяли время полива; по температуре воздуха и по направлению ветра знали,
сколько потребуется на этот раз. Кроме того, надо было уметь беречь воду, ведь
она здесь дороже золота.
Построены фабрики по очистке
хлопка и его переработке, текстильные фабрики, изготавливающие ткани, и бегут
вагоны с хлопком, нитками, ватой, тканями в города и страны.
6. Итог урок:
- перечислите домашний скот,
разводимый населением пустыни.
- Какие культурные растения
пустыни вы знаете?
- Что вас особенно
заинтересовало на уроке?
7. Д/з - устное сочинение по теме «Оазис»