Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.
Задачи: Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных. Развивать речь, память, внимание. Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Повторение изученного. 1.Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие) 2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы) 3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше) 4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся) 5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
Игра « Найди лишнее животное» Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник) Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие) Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)
Работа с календарём природы. - Какое сейчас время года? (зима) - Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль) - Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет) Фиксирование в календаре природы.
- Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов) II. Сообщение темы и цели урока. – Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки. III. Изучение нового материала
Игра «Отгадай насекомое» От цветка к цветку летает, Утомится – отдыхает (бабочка) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь Тут уж вволю нажжужжусь (жук) С ветки на тропинку С травки на былинку Прыгает пружинка Зелёная спинка (кузнечик) Не змея, а жалит (оса) Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик (стрекоза) Не птица, а с крыльями Над цветком летает, Медок собирает (пчела) Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере. -Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце) - Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка) Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны. Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки) Определение признаков насекомых. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака. 1 признак «6 ног» - У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания - Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног) 2 признак - Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. - Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…) Выставляются таблички.
«голова» «грудь» «брюшко»
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено) Физминутка «Кузнечики» Поднимаем плечики, Прыгают кузнечики 1,2 сели, Травушку поели Тихо, тихо высоко Прыгаем на носках легко 4. Питание насекомых - А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой) - У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые) - Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки - Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь - Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка - Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут) 3 признак насекомых (наличие усиков) - А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). - А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах). - Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. - Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске). 4 признак (наличие двух пар крыльев) -Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое) - Что помогает их передвижению?(крылья) - У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара) - Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка) Появляется табличка «две пары» - А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» Узнай животных по описанию. Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).
- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев) Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному. Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.
Работа в парах.
Дополните потешку и соедините с нужной картинкой: Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела) Са – са – са, не дает нам спать …..( оса) Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
Индивидуальная работа по карточкам. Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).
(Ответы: 1,3,4,2)
Беседа по охране насекомых. -Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез. -Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания) -Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды. - В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране. -Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе) IV Итог урока. Продолжите предложение «Я узнал», ( новое о насекомых) «Я повторил», ( группы животных) «Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются) «Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)
Источники информации: 1. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Вторая часть. О.А.Воронкевич. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2008. 2.Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. А.А.Плешаков. М.:Просвещение,2006 3.Познание мира. Учебник для 1 класса. К. Жунусова. Алматы: Атамура,2009 4. «Как спасти насекомых» М.Н. Цуриков http://humane.evol.nw.ru/popbp13.html 5.Кроссворд http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/349/ 6.Ответы на кроссворд. http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/otvety-na-krossvordy/nasekomye/ 7.Познание мира. Учебник для 1 класса. Оспанов К.С. Алматы: Атамура,2010