Класс: 3 Учитель: Кравченко Наталья Николаевна Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Наше питание. Органы пищеварения. Цели урока: а) познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; сформировать правила правильного питания; б) содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание; в) развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Организационные формы и методы обучения • Традиционные – беседа, работа в рабочих тетрадях, фронтальный опрос учащихся • Инновационные – работа учащихся с мультимедийной системой
Средства обучения Традиционные – учебно – методический комплект «Окружающий мир: Мир вокруг нас» А.А.Плешакова Инновационные – мультимедийная система, межпредметная связь
Оборудование: 1. Презентация. 2. Этикетки от различных продуктов. 3. Карточки – задания. 4. Таблички со словами – «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «минеральные вещества»
План урока 1. Организационный момент. 2. Знакомство с темой и целями урока. 3. Актуализация знаний учащихся. 4. Закрепление полученных знаний. 5. Подведение итогов урока.
Ход урока. 1. Организационный момент. - Доброе утро! Добрый день! Доброго здоровья! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, здоровья. Сегодняшнюю нашу встречу я предлагаю провести в виде передачи «Здоровье». Давайте представим себе, что мы в студии, в прямом эфире. Ведущей программы буду я. Все вы становитесь участниками и экспертами программы. Сегодня к нам в студии пришли и гости, давайте их поприветствуем.
2. Сообщение темы и целей. - Чтобы определить тему нашей передачи, постарайтесь вспомнить все наши встречи и ответить на вопросы. 1) Основная функция скелета. (опора) 2) Основная функция мышц. (движение) 3) Самые твердые детали нашего организма. (кости) 4) У здорового человека она прямая и правильная. (осанка) 5) Белые нити – проводники сигналов мозга. (нервы) 6) Тренируя мышцы, мы обретаем её (сила) 7) Прочная коробка для головного мозга. (череп) СЛАЙД 1. (Тема урока) - Правильно, сегодня мы поговорим о правильном питании, о составе продуктов, о тех веществах, которые необходимы нашему организму.
3. Проверка домашнего задания. - Давайте вспомним, в какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Откройте ваши тетради, с.63, № 4. Я называю орган, а вы с помощью цифр, которые лежат у вас на столах, покажите его номер.
3.пищевод 2.глотка 5. кишечник 1.ротовая полость 4.желудок - Расскажите, что происходит с пищей, когда она попадает в тот или иной орган пищеварения. СЛАЙД 2 (органы пищеварения) Рассказы детей.
4. Изучение нового материала. СЛАЙД 3, 4 (зачем человек ест? Человеку нужно питаться) 1. - Как вы думаете, для чего нужно есть? Чтобы расти, двигаться, выполнять различные задачи и т.д. - Что может случится, если человек не будет долго есть? - Организм человека начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи человек может прожить месяц, но кроме твердой пищи человеку нужна вода. Без нее человек погибнет через 3-4 дня происходит обезвоживание. Тело человека состоит почти на 70% из воды. -Итак, чтобы нормально расти и развиваться, человеку нужно питаться. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме. Давайте выясним, какие полезные вещества необходимы организму человека для его роста и развития. Давайте послушаем наших экспертов. 2. Сообщения учащихся, заранее подготовленных (с табличками) Белки 1. А можно вырасти за 2 недели? Вед.: Конечно, вы растёте постоянно, особенно летом, но за две недели можно вырасти только на несколько миллиметров. 1. За год я вырос на 10 сантиметров. Мама говорит, это потому, что я стал есть больше мяса. Вед.: Мама права. Для роста нашему организму требуются белки, которые являются основным «строительным материалом» для тела человека. Они составляют почти пятую часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. 1. А разве в растениях нет белков? Вед.: Конечно, есть. Особенно много их в фасоли, чечевице, бобах, сое, гречневой крупе, орехах. Блюда, приготовленные из этих растительных продуктов, очень вкусные и полезные. Практическая работа.
Жиры. 2. Какие ещё питательные вещества содержатся в нашей пище? Вед.: В большинстве продуктов кроме белков есть жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. 2. Жиров, конечно, много в масле. Вед.: Да, ты прав. Сливочное и растительное масло почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе. 2. А разве жиры полезны? Моя мама в магазине всегда выбирает нежирное мясо. Вед.: Жиры необходимы любому человеку, они – основной источник энергии. Без неё человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом. Кроме того, жиры помогают сопротивляться болезням. Жиры бывают растительные и животные. Но очень много жирной пищи есть вредно, поэтому твоя мама права, покупая постное мясо. Практическая работа.
Углеводы. 3. Я очень люблю сладости. Интересно, а в них есть белки и жиры? Вед.: Конечно есть. Но больше всего в них углеводов. Именно они придают любимым лакомствам сладкий вкус. А вот сахар состоит только из углеводов. Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе. Практическая работа.
Витамины и минеральные вещества. 4. Но в овощах, фруктах и ягодах есть ещё и витамины. Вед.: Правильно. А вы знаете, что слово «витамины» обозначает «дающие жизнь»? Кстати, витамины есть не только в растительной пище, но и в молоке, масле, мясе, рыбе. Кроме того, почти во всех продуктах есть и минеральные вещества, очень важные для здоровья. Практическая работа. СЛАЙД 5 (белки, жиры, углеводы) Рассматривание таблицы «Витамины»
5.Закрепление материала. 1) Суточное потребление этих питательных веществ различно, в возрастает в зависимости от возраста человека. Перед вами таблица нормы потребления питательных веществ ребенка в сутки в зависимости от возраста. СЛАЙД 6 (таблица ) Найдите строку вашего возраста и ознакомьтесь со своей нормой. Но как узнать, какое количество питательных веществ находится в продукте. Об этом скажет его этикетка. Рассмотрите этикетки на своих столах. Внесём данные продуктов в таблицу на с. 62. Проверка на СЛАЙДЕ 7 (таблица) В здоровом рационе человека преобладают зерновые, овощи и фрукты, доля мясных и молочных продуктов снижена, а жиров и сладостей – ограничена. Всё это можно изобразить в виде пирамиды. СЛАЙД 8,9 (пирамида здоровья, вывод)
2) А теперь давайте выясним, какие же продукты мы считаем полезными, а какие нет. Игра «Съедобное – несъедобное» Я называю продукты, а вы топаете, если продукт разрушает здоровье, хлопаете, если он укрепляет здоровье. Рыба, пепси, кефир, газированная вода, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб, попкорн, гречневая крупа.
3) Среди картинок выберите полезные продукты и я вам открою их секрет. …..морковь, свёкла, капуста, яблоко, апельсиновый сок. Из этих продуктов можно приготовить салат «Метёлка». Все продукты используются в свежем виде, натираются на крупной тёрке и заправляются апельсиновым соком. Полученный салат способствует очищению кишечника. СЛАЙД 10,11 (исключение продуктов, салат)
4) Так каким же должно быть наше питание? Давайте сформулируем основные правила питания. Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете.
Сладостей тысячи, а здоровье одно Овощи, фрукты- полезные продукты. Будешь «Колу» пить, смотри, растворишься изнутри. Будешь кушать «Сникерс» сладкий, будут зубы не в порядке.
Прочитайте правила питания, зачеркните неверные правила, покажите под какими они номерами. Карточки. • 1.нужно есть разнообразную пищу.
2. булочек и сладостей есть побольше.
3. не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. 1. пища не должна быть сильно горячей.
2. полезно принимать пищу на ходу или у компьютера, телевизора.
3. нужно соблюдать режим питания. 1. обязательно перед школой завтракать.
2. ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна.
3. перед сном старайтесь есть чипсы, кириешки, запивая колой. 1. переедание очень вредно для здоровья.
2. достаточно питаться 1 раз в день.
3.чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.
СЛАЙД 12 (золотые правила питания )
6. Итог урока, выставление оценок. - Наша передача подходит к концу. - Чем интересна была для вас наша программа? - Что вам захотелось поменятьв своём питании? Спасибо всем участникам и гостям. СЛАЙД 1 3(спасибо за внимание)
7.Домашнее задание. Т. с.63, № 5, сообщение о витаминах А,В,С,Д по группам.