Цель: научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.
Ход урока I .Организационный момент: А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
I I .Чистописание , сообщение целей урока. 1.Запишите , продолжите закономерность. в ф г к д т - Догадались , над чем будем работать сегодня на уроке? - Над парными согласными. 2. Прочитайте пословицу, объясните её значение. Сказка – ложь , да в ней намёк – Добрым молодцам урок. - Как вы понимаете выражение? - Сказки сочинили чтобы научить чему – то других. Сказка всегда поучает. - Спишите , подчеркните орфограммы. Назовите слова с парными согласными в середине слова. -Сказка , молодцам. - В какой части слова находятся парные согласные звуки? - В середине слова. - Подберите проверочные слова. Сказка – сказочка , сказочный. Молодцам – молодец. III. Словарно –орфографическая работа. 1.Восстановите слова. Звтрк (завтрак ),ксмнвт (космонавт ), трвк ( травка ). - Объясните лексическое значение слов. ЗАВТРАК – утренняя еда. КОСМОНАВТ – специалист , совершающий полет в космическом пространстве. ТРАВКА –растение зелёным невысоким стеблем. - В каких из этих слов написание парных согласных можно проверить , а в каких нужно запомнить ? Завтрак , космонавт – нужно запомнить , травка можно проверить. Найдите проверочное слово. ТРАВКА –травы . IV. Работа по теме урока. 1.Фронтальная работа.( упр. 187 ) - Как произносятся звуки на месте выделенных букв? - Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них? 2. Коллективная работа. Запись под диктовку. (Один ученик работает у доски.) - Подчеркните согласные буквы , которые нужно проверить. Напишите проверочные слова , обозначьте корни слов. Глазки, косьба, лодка, низкий, коробка, загадка, книжка, улыбка, скользкая, берёзка. 3. Работа над правилом. (стр. 99) - Что нужно делать , чтобы правильно написать слова с парными звонкими и глухими согласными? -Изменить слово так , чтобы после этого звука был гласный. Парные согласные – самые опасные. В корне ты их проверяй- Рядом гласный подставляй. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы , когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья , настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу , к знаниям, стремясь. V. Закрепление изученного. 1.Коллективная работа.(упр. 189) - Выпишите слова , в которых парные согласные нужно проверять . -Проверка. 2. Самостоятельная работа. - Запишите , вставляя пропущенные буквы. В сенокос горька , а в мороз сла..ка. Пришёл невод с одной ры…кой. У ко…ки зоркие гла…ки и острые зу…ки. Любим мы играть в сне…ки, Печь из снега пиро…ки. Взаимопроверка.
3. Творческая работа. - Из данных слов составьте и запишите предложения: вянет, и, травка , на , желтеет , лугах избушка , на , ножках ,стоит, курьих
-Подчеркните в словах парные согласные , которые нужно проверить. - А теперь прочитайте , что написано на доске. Парные согласные Бывают такие опасные! Звук очень ясно слышится , А буква другая пишется. VI. Итог урока. - Над какой орфограммой работали на уроке? - В какой части слова находится эта орфограмма? -Как проверить парный согласный в корне слова? VII. Домашнее задание : упражнение 190, стр. 100, выучить правило (стр.99 ) Вот уроку конец , А кто работал – молодец.