Цель: закреплять умения выделять корень в словах и находить однокоренные слова, закрепить умения грамотного написания слов с парными согласными в середине и на конце слова, закреплять умения работать самостоятельно и в парах, используя приобретённые на уроке знания.
Ход урока I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот – тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный- Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! II.Чистописание. 1.Отгадайте загадку. Палочка волшебная Есть у меня , друзья! Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход!(Карандаш) - Назовите парные согласные , требующие проверки. - Назовите согласный, составляющий ему пару. 2. Запишите, продолжив закономерность.
Дт ж Ш 3.Прочитайте пословицу, объясните её значение. В зимний холо… всякий моло… . - Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. III.Повторение. 1.Проверка домашнего задания. 2.Словарный диктант. Обед, четверг, космонавт, автобус, готов, багаж, завтрак, морковь, голубь, тетрадь, обувь. - Что общего у этих слов?(Во всех есть парные согласные.) - Подчеркните их. 3. Проверка знаний правила проверки парных согласных. -Нужно ли проверить написание парных согласных в середине и на конце слова?(да) - Какое слово является проверочным?(Слово, в котором после согласного стоит гласный.) IV.Игра «Чей ряд быстрее». - Вставьте в слова пропущенные буквы. Соедините с проверочным словом. 1-й ряд бро…ь тетради дроз… круги тетра…ь брови уло… дрозды стол… уловы кру… столбы 2-й ряд жира… дожди дож…ь жирафы сугро… паруса сне… рукава пару… сугробы рука… снега V.Работа по теме. 1.Письмо по памяти. В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?(Рябина)
-Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки. 2.Кроссворд. а) В огне не горит, в воде не тонет.(Лёд) б) Сидит дед , в 100 шуб одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) в ) Берега зелёные, вода красная, а рыбки чёрные. (Арбуз) г ) Его весной и летом мы видим одетым, А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб) д ) Кто растёт корнем вверх? (Зуб)
Л А Ё Л Р Д У Б К У З У Б
- В словах – отгадках объяснить написание парных согласных. Физкультминутка. Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер- полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. 3.Комментированное письмо (упр.204) -Прочитайте, объясните орфограммы на месте пропуска букв. - Спишите , вставляя пропущенные буквы. - Найти проверочные слова. VI. Закрепление изученного . 1.Самостоятельная работа (упр.206) -Взаимопроверка. 2.Сравнение написания и произношения слов (упр.210) -Сравните написание слов с их произношением. - Спишите слова. Подчеркните знакомые орфограммы. 3.Игра «Не ошибись». Учитель читает слова , а учащиеся показывают карточки , на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный звук. Подбирают проверочные слова. Выигрывает та группа , которая набрала больше фишек. Бере…, ястре… , ле…, стри…, голу…ь, ёр…, го…, огоро…, дохо…, хоро…, утю…, пля…, ёр…, сне…ки, серё…ки, берё…ки, сапо…ки,шля…ка, ло…ка, карто…кА. VII.Итог урока. - Над какой орфограммой работали на уроке? - Как проверить парные согласные в конце и в середине слова? Домашнее задание: упражнение 213.