Познание мира 3 класс И.А. Шишалова, учитель начальных классов СШ №4.
Тема: «Растения и животные водоемов». Задачи: О. Познакомить с видами водоемов, растениями и животными водоемов. Р. Развивать речь, память, наблюдательность. В. Воспитывать познавательный интерес. Тип урока: Комбинированный. Оборудование: Карта Казахстана, картинки с изображением рыб, насекомых, птиц, животных, кроссворд, опорные схемы: дерево знаний, знаки, правила. Ход урока. 1. Психологический настрой. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Пожелайте успехов глазами – И вперед, за новыми знаниями.
2. Проверка домашнего задания. Но прежде, чем к изучению нового материала приступить, нужно пройденную тему повторить. - На прошлом уроке вы изучали тему «Леса и тугаи». Вы познакомились с птицами, животными лесов. Узнали о пользе леса, и о том, как надо охранять лес. - Давайте представим, что мы попали в лес. - У вас на столах лежат листочки. Ваша задача: записать на листочке, что уже знаете о лесе и закрепить его на дереве знаний. Что можно увидеть в лесу? 1 ряд. ДЕРЕВО ЗНАНИЙ Посмотрим, что можно услышать в лесу? 2 ряд.(пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка, хруст ветвей, крики животных и т.д.) давайте послушаем. Что можно почувствовать в лесу? 3 ряд. (дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои и т.д.) Давайте почувствуем. - Мы с вами знаем, что леса надо охранять. Леса – богатство нашей земли. Деревья очищают воздух. Какие правила надо соблюдать в лесу? (Не повреждай кору деревьев, не разоряй птичьих гнезд, не лови бабочек, шмелей, стрекоз, не обрывай в лесу паутину, не ломай ветви деревьев и кустарников, не разоряй муравейники и т.д.) - Молодцы! 3. Изучение нового материала. а) Кроссворд.
- Найдите скрытое слово на кроссворде. (Водоемы) - Как вы понимаете, что такое водоемы?
б) Составление кластера.
- Правильно! Это естественные водоемы, их создала природа. А еще бывают искусственные водоемы. - Что значит искусственные водоемы? (Их создал человек). - Можете ли вы назвать искусственные водоемы? (канал, пруд, водохранилища). в) Работа по карте. - У нас в Казахстане есть мелкие и крупные водоемы. Знаете ли вы их названия? (Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш, реки: Или, Волга, Иртыш, Сырдарья) г) Беседа. - Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на воду, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что там, в глубине, идет своя жизнь. - А знаете ли вы, ребята, обитателей рек и озёр? (Да) Хорошо! Давайте проверим. Игра «Что за рыба?» (Я показываю картинки с рыбами, а дети отгадывают). - Ну, не думайте, что под водой живут только рыбы. Это не так. Оказывается, под водой живут, и насекомые.
- Посмотрите на жука. -Кто знает, как он называется? -Правильно. Это жук плавунец. Он является одним из хищников. Питается водными насекомыми улитками, головастиками. -Головастики тоже жители водоемов. Питаются они водорослями, затем, превратившись в лягушку, питаются мелкими насекомыми.
По поверхности воды бегает удивительное насекомое-клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде.
Водомерки питаются мелкими насекомыми. Осенью они выходят на сушу. На суше они неловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами. Возле водоема можно всегда увидеть красивых стрекозок.
А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоема. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку. У водоемов обитают птицы. -Перечислите птиц, которых вы знаете, (утки, гуси, лебеди, цапли).
По берегам рек селятся бобры и ондатры. А на дне пресных водоемов можно встретить раков. Если вода в водоеме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают.
д) Работа по учебнику. -Водоемы богаты не только животными, но и растениями. А, что это за растения вы узнаете сами, прочитав статью в учебнике. (Чтение про себя детьми). -Стоп! -Что вы узнали о растениях водоемов? (камыш, тростник, осока…) -Спасибо, садись. -Это тростник. (Мы называем его камыш, но на самом деле это не камыш, а тростник. У него есть метелки.) А это тоже знакомое растение – водяная лилия и белая кувшинка. В наших краях тоже растут белые лилии (Жезды). Они растут только там, где чистая вода. На ночь они закрываются и уходят под воду, а рано утром всплывают на поверхность воды и раскрываются. Но так бывает только при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя иначе – цветки, либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков данного растения можно предсказывать погоду. Красивые белые цветки многие стремятся сорвать. Но делать этого не следует: растение может погибнуть так, как оно очень чувствительное к поранениям. IV. Итог урока. Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, на сколько вы были внимательны. Игра «Да - Нет». (Если правильный ответ, вы плаваете, если нет – ныряете). -Я утверждаю, что… 1.Реки и озера, природные водоемы. (Да) 2.Прибрежные растения – это камыш, тростник, рогоз, кувшинка. (Нет) 3.Водные растения отличаются от растений на суше тем, что не имеют таких мощных корней. (Да) 4.Стрекоза и жук – плавунец – хищники. (Да) 5.Водомерки скользят только по поверхности воды и не тонут. (Да) 6.Речной рак является индикатором загрязненной воды в водоеме. (Да) 7.Если уничтожить прибрежные растения, то обмелеют водоемы. (Да) 8.Личинки стрекозы живут на листьях прибрежных растений. (Нет) 9.Щука питается водными растениями. (Нет) 10.Водоемы нуждаются в охране. (Да) -Вот и подошел наш урок к концу. -Что мы изучали сегодня на уроки? -Какие открытия сделали для себя? -Молодцы! Домашнее задание: стр. 99 – 103 (пересказ).