Число 10, его состав. (Урок математики в 1 классе) Учитель: Муртазина Светлана Саубановна Задачи урока: ввести число 10, рассмотреть состав числа 10, закрепить умение решать задачи и уравнения, сравнивать числа и выражения, решать выражения на сложение и вычитание в пределах 10, повторение геометрического материала, развитие логического мышления, математической смекалки. Оборудование: наборы геометрических тел, шнурки, карандаши, линейки, предметные картинки, таблица с составом числа 10, карточки с цифрами, треугольники с кружками, магнитофон с кассетами с музыкой Чайковского. Ход урока: 1. Организационный момент (Звучит тихая музыка Чайковского «Времена года») Учитель. Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, давайте спешить совершать необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов. 1 ученик. Без счёта не будет на улице света Без счёта не может подняться ракета. 2 ученик. Без счёта письмо не найдёт адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. 3 ученик. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа! 4 ученик. И прекрасна и сильна Математики страна! 2. Постановка темы и задач урока Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок математики: урок-путешествие в страну Цифирию, где правят король Ноль и королева Единица. Это страна цифр и знаков. Сегодня мы будем на уроке путешествовать по стране Геометрии и по стране Математике. Познакомимся с числом и его составом. Проверьте всё ли у вас в порядке на рабочем месте. 3. Повторение геометрического материала. Математическая разминка Учитель. Поиграем в игру «Покажи геометрическое тело». Я называю, а вы должны отыскать его в коробке и показать. Цилиндр, конус, призма, параллелепипед, шар, пирамида. Хором проговариваем название тел. Игра «Волшебный шнурок» Изобрази: прямую, кривую, незамкнутую, замкнутую, ломаную, окружность, треугольник, квадрат, прямоугольник. Игра в парах: «Счёт двойками, тройками» (подготовка к изучению таблицы умножения) 1 Задача на логическое мышление «Где больше воды: в 3-х литровом чайнике или в 3-х литровой банке?» Почему? Объясни и докажи. 4. Физкультминутка (звучит музыка Чайковского). Комплекс упражнений «Богатыри» 5. Новый материал. Учитель. Мы с вами сейчас отправимся путешествовать в интересную страну. 1) Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела Устный счёт. Мы творим это дело Только силой ума и души!
-Как называется страна? Дети.- Цифирия (читают на доске) -Кто же в ней живёт? Дети. – Цифры и знаки -А какие числа я пропустила на числовом луче? (на доске 1, …, 3, …, 5, …, 7, …, 8, 9, …) Дети. – -А за 9 какое число идёт? Чум оно отличается от других чисел? Дети. – Десять -При помощи каких цифр мы записываем число 10? Дети. – Единицы и ноля Учитель. 2)Страной, в которую мы прибыли, правят Король Ноль, ему помогает Королева Единица, ведь: Ноль катится по странице И не значит ничего. Рядом встала единица, Сделав десять из него. Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счёта, которую используют во всём мире. 3)Пословицы о 10 (Чтение с доски хором). «Не из робкого десятка» и т.д. Учитель. 4)Тема урока какая? (Дети хором - «Десять») Мы научимся сегодня составлять число 10, решать с этим числом выражения и задачи. 5)Состав числа 10. Игра «Дополни до десяти» (с карточками, треугольниками и кружками) 10-Целое, остальные его части. 6)Решение неравенств. Объясни и докажи: 7+3*9+1 6+5*6+4 8-2*8+2 2+7*3+7 7)Решение примеров с «окошком» 3+5+*=10 8+1+*=10 8)Подбери тройку чисел, чтобы получилось выражение 7 1 4 6 =10 5
9)Цепочка примеров с ответом10 7-4+3-5+8-2+3= 10)Римские цифры. Назвать написанные на доске 11)Составление задач по схемам и предметным картинкам. 12)Комментирование уравнений. (Целое и его части) 6.Физкультминутка Под музыку «Ритмичная гимнастика» с использованием считалки «Один, два, три, четыре, пять…» 7.Работа в тетради. 1)Запись числа, Кл. работа (Какой месяц в году по счёту, зимний месяц, какой день недели, какой по счёту) 2)Пропись числа 10(характеристика) 3)Продолжи ряд, что изменилось? 0,2,4,… 4)Записать примеры с суммой 10. 5)Проверка. 8.Работа с учебником. стр.38-39 урок 20 1) №1- закрепление состава числа 10. 2) №2- сгруппировать геометрические фигуры по форме, по цвету, по размеру. 3) №3- самостоятельно, проверка. 4) Задачи №7- 1) Чтение 2) Разбор 3) Работа по схемам 4) Решение 5) Ответ 9.Дома. №5,7,8(3) 10.Итог урока. 1)Благодарность детям за урок. 2)Подарки-сувениры гостям.