1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ,
1 Повторение: игра «Гуляем по
Алфавиту»
- Соотнесение звуковой схемы и
слова.
000000000 сталевар
ел лес
00000 лает
000 зебра
0000 зонт
- Сколько букв?
-Сколько звуков?
-Почему не совпадает количество
звуков и букв?
2 НОВАЯ ТЕМА
-Мы уже изучили много букв, но на
доске есть слова, которые начинаются на букву, нами ещё не изученную. Кто
найдёт эту букву?
(В словах зебра,, зонт. Это буква
З)
-Та к какая тема нашего урока?
(Буква З, звуки[ з,3]
-Как комарик поёт?
-Согласный или гласный звук?
Почему?
стих Звук согласный петь не может,
Не способен он кричать,
Но звучать он хочет тоже,
Фыркать, шелестеть, жужжать.
-Выделим первый звук в слове зонт.
Анализируем его.
[З] -согласный, твёрдый, звонкий
(рука к горлу, чувствуется вибрация)
-Сделаем звуковой анализ слова.
(Ученик на доске, другие на партах
составляют схему. Проверка друг у друга)
По той же схеме анализируем слово
зебра
[З ]-
согласный, мягкий, звонкий.
3 ВЫВОД
-Раскрасим человечка с устными
пояснениями.
(Тело синее, так как согласный ,
ножки –зеленый и синий ботинки,так как может быть мягким и твердым, шляпка
–желтая, так как звонкий)
-Придумаем слова с буквой З.
4 ПИСЬМО. (на доске карточки с печатной и прописной
буквами З)
-НОВАЯ БУКВА «З» на что похожа?
На эту букву посмотри :
Она совсем, как цифра 3.
-Сравните печатную и письменную
буквы. Чем похожи? Чем отличаются?
- Открыли прописи. Из каких
элементов состоит строчная буква? (крючок, петля)
-Пропишем в воздухе, согнём из
проволоки. Пропишем в прописе строчку.
(В ходе работы корректируются
ошибки)
-Как думаете соединить «з» с
другими буквами? Если «З» первая? Если «З» вторая?-
-А есть ещё буквы напоминающие по
нижнему элементу «З»? (д,у) Запишем по одной букве.
5 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6 ЧИСТОГОВОРКИ
-Читаем слоги за указкой по 3
раза. (Чтение гласной, после подставляется карточка с буквой «з» )
ЗА – ЗА-ЗА – уходи домой коЗА
ЗУ-ЗУ-ЗУ- моем Катю мы в таЗУ
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ- дал траву моей коЗЕ
-Чётко проговорим за мной: ЗАИНОГО
ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА
-Сколько звуков [3] произнесли?
7 ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ ( про себя,
потом вслух)
ЗА ЗАЛ
АЗ АЗБУКА
ЗО ЗОВ
ОЗ ОЗЕРО
ЗУ ЗУБ
УЗ УЗКИЕ
ЗЫ ЗЫБКО - ЫЗ БРЫЗГИ
ЗИ ЗИМА
ИЗ ИЗБА
ЗЕ ЗЕРНО
ЕЗ ЕЗДА
В ходе чтения говорим о
лексическом значение непонятных слов, используя словарь Ожегова
-Найдите закономерность? (Слова начинаются на тот же слог )
-Какая пара лишняя? (ЫЗ- БРЫЗГИ)
-Почему? (нет слов на «ы»)
-Прочитайте слова, где [ 3 ]- мягкий.
-Прочитать слова, где [3]- твёрдый.
-Прочитать слова, где количество
букв и звуков не совпадает. Почему?
8 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
9 ПРОПИСЬ. НАПИСАНИЕ СЛОГОВ.
-Записываем первый слог у слов
отгадок (находим эти слоги в прописи среди других)
ЗАПОРОШИЛА ДОРОЖКИ,
РАЗУКРАСИЛА ОКОШКИ
РАДОСТЬ ДЕТЯМ ПОДАРИЛА
И НА САНКАХ ПРОКАТИЛА (Зима)
ДЛИННОЕ УХО
КОМОЧЕК ПУХА
ПРЫГАЕТ ЛОВКО,
ЛЮБИТ МОРКОВКУ. (Заяц)
КНИГА ВОЛШЕБНАЯ
УЧИТ НАС ЧИТАТЬ
БУКВЫ ПОНИМАТЬ. (АЗБУКА)
В ЗЕМЛЮ ТЕПЛУЮ УЙДУ,
К СОЛНЦУ КОЛОСОМ ВЗОЙДУ,
В НЁМ ТАКИХ, КАК
БУДЕТ ЦЕЛАЯ СЕМЬЯ. (ЗЕРНО)
- Проверим: ЗИ, ЗА, АЗ, ЗЕ.
-Посмотрите , сравните с
напечатанным в прописи. Как бы вы оценили свою работу?
(Проверка и комментарии учителя)
10ЧТЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО СТОЛБИКА В
УЧЕБНИКЕ (ПРО СЕБЯ, ПОТОМ ВСЛУХ)
-Что заметили? (Слова
однокоренные, корень звон)
СТИХ( хором) СМЫСЛ ПОХОЖИЙ,
КОРЕНЬ ОБЩИЙ,
ЗНАЧИТ, РОДСТВЕННОЕ
СЛОВО.
-Прочитать слова, которые состоят
из одного корня.
-Прочитать слова, где есть
приставка и корень.
-Прочитать слова, где есть корень
и суффикс.
-Разберём по составу оставшееся
слово.
ВЫВОД: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ.
11ИТОГ
-Какую букву изучили?
-Что мы узнали про неё?
А на следующем уроке мы продолжим
изучать букву «З».
-
2УРОК ( продолжение)
12 ПРОПИСЬ
-Поработаем со словами в прописи,
но сначала устно придумайте слова, где есть буква «З».
-Нашли в прописи 1 столбик слов,
прочитали слова , а теперь запишем их , но изменим единственное число на
множественное. (Дети пишут в прописи по очереди, комментируя)
-Я ребятам раздала карточки с буквами.(
Ребята выходят к доске) Составьте слово из этих букв. (коллективная работа)
-Получилось слово АЗБУКА.
-Сегодня мы поговорим об АЗБУКЕ
-Давайте прочитаем в книге о том
почему так называется АЗБУКА.
-Есть пословица: АЗБУКА- К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.
-Почему так говорят?
-Списываем это предложение с
доски.(Дети списывают самостоятельно, далее проверка).
13 ЧТЕНИЕ АЗБУКИ (стр. 146)
-Рассмотрим иллюстрацию
-Что изображено, О чём мы будем
читать?
На доске ключевые слова: УЧИМСЯ
ГРАМОТЕ
СТАРАЯ АЗБУКА
БУКВЫ ОБОЗНАЧЕНЫ СЛОВОМ
-Читаем и поясняем ключевые слова.
-О чём будет текст?
-Проверим наши предположения.
Прочитайте текст про себя.
-Теперь читаем вслух по абзацам. (по
ходу чтения поясняются непонятные слова)
Беседуем и соотносим с
иллюстрацией
14 ВЫВОД
К изученным буквам мы можем
присоединить букву «З».
-К какому человечку поставим?
Почему? За работу на двух уроках какую отметку мы можем себе поставить?
МОЛОДЦЫ!
-Ну, а наш учебник «Моя любимая
азбука» будет продолжать нас учить дальше.
|