Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.) Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. При изучении предмета «Окружающий мир» продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения: -организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни, - проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий, - проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов, -обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира, -экскурсии и учебные прогулки, - встречи с людьми различных профессий, -организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей. Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Для реализации программного содержания используются: Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2009. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель. М.: Просвещение, 2009. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час. Количество часов в год – 68. Количество часов в неделю – 2. Количество часов в I четверти – 18. Количество часов во II четверти – 14. Количество часов в III четверти – 19. Количество часов в IV четверти – 17. Общие требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу IV класса Учащиеся должны знать: - способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности); - названия океанов, материков; - название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); - государственную символику России; - государственные праздники России; - основные природные зоны, уметь дать им характеристику; - основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; - общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - правила сохранения и укрепления здоровья; - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Учащиеся должны уметь: - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); - объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; - проводить самостоятельные наблюдения в природе; - различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; - различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); - приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; - показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); - описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. № Тема урока Тип урока Вид учебной деятельности, элементы содержания Вид контро-ля Планируемые результаты Примечание Дата проведения план факт 1 четверть(18ч) Земля и человечество (10 ч) 1 Мир глазами астронома Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Текущий Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете 2 Планеты Солнечной системы. Практическая работа. Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Фронтальный опрос Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели
3 Звездное небо – великая книга Природы. Правила наблюдений звёздного неба. Комбинированный Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли Фронтальный опрос Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий 4 Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Соблюдение правил безопасности в путешествиях. Тест Комбинированный Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Тест (10 мин) Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
5 Пояса Земли ОНЗ Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Фронтальный опрос Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
6 Мир глазами историка. Тест. Комбинированный Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Тест (10 мин) Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества 7 Когда и где? История – путешествие в глубь времен ОНЗ Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Текущий Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени 8 Прошлое и настоящее глазами эколога. Соблюдение правил безопасности в лесу, на лугу. Комбинированный Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Текущий, работа в парах Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране 9 Сокровища Земли под охраной человечества Комбинированный Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе Тематический Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры 10 Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) Проверочная работа по теме «Земля и человечество» Комбинированный Охрана растительного и животного мира Проверочная работа Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу » Природа России (8 ч) 11 Работа над ошибками. Равнины и горы России Комбинированный Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Фронтальный опрос Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) 12 Моря, озера и реки России. Правила поведения на воде. Комбинированный Водоемы, их разнообразие, использование человеком Фронтальный опрос Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) 13 Зона арктических пустынь ОНЗ Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Текущий, работа в парах Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь ,
14 Тундра. Природа тундры ОНЗ Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Текущий, работа в парах Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры
15 Тест «Зона арктических пустынь и природа тундры». Леса России. Меры безопасности в лесу. Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы Тест (10 мин) Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса 16 Лес и человек. Соблюдение правил безопасности в лесу. Проверочная работа по теме «Леса России» Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным Проверочная работа Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни 17 Работа над ошибками. Зона степей ОНЗ Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы Фронтальный опрос Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей 18 Пустыни ОНЗ Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды Фронтальный опрос Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни
№ Тема урока Тип урока Вид учебной деятельности, элементы содержания Вид контро-ля Планируемые результаты Примечание Дата проведения план факт 2 четверть(14ч) Природа России (3ч) 1 У Черного моря ОНЗ Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны Фронтальный опрос Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья 2 Экологическое равновесие ОНЗ Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе Работа с Красной книгой родного края Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе
3 Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа «Природа России». Комбинированный Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных Тематический. Проверочная работа Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране Родной край – часть большой страны (11 ч) 4 Работа над ошибками. Наш край Комбинированный Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности Фронтальный опрос Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде 5 Поверхность нашего края. Соблюдение правил безопасности. Экскурсия Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Текущий Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы 6 Водоемы нашего края. Правила поведения на воде. Комбинированный Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) Графический диктант
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки 7 Наши подземные богатства Комбинированный Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Текущий, работа в парах Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах 8 Земля – кормилица. Соблюдение правил безопасности при работе на земле. Тест «Наши подземные богатств» Комбинированный Почва, ее состав
Текущий. Тест (10 мин) Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
9 Жизнь леса. Лес – природное сообщество
ОНЗ Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) Работа с Красной книгой Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
10 Жизнь луга. Луг – природное сообщество ОНЗ Графический диктант
11 Жизнь пресного водоема ОНЗ Текущий. Фронтальный опрос 12 Растениеводство в нашем крае. Знаем ли мы ядовитые растения? Тест «Жизнь леса, луга, пресного водоёма». Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Тест (10 мин) Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
13 Незаметные защитники урожая Комбинированный Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Текущий, работа в парах Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями 14 Животноводство в нашем крае. Правила безопасного поведения с животными Комбинированный Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Фронтальный опрос Знать отрасли животноводства в родном крае
№ Тема урока Тип урока Вид учебной деятельности, элементы содержания Вид контро-ля Планируемые результаты Примечание Дата проведения план факт 3 четверть(20ч) Родной край – часть большой страны (1 ч) 1 Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Безопасное поведение в путешествиях по родному краю. Урок-игра Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе Фронтальный опрос Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе Страницы всемирной истории (6 ч) 2 Начало истории человечества ОНЗ Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира Фронтальный опрос Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
3 Мир древности: далекий и близкий ОНЗ История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории Текущий, работа в парах Иметь представление о истории древнего мира. Использовать ленту времени 4 Средние века: время рыцарей и замков. Тест «Мир древности: далекий и близкий» Комбинированный История феодального общества. Рыцарь. Тест (10 мин) Иметь представление о истории Средних веков 5 Новое время: встреча Европы и Америки ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Текущий, работа в парах Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой
6 Новейшее время: история продолжается сегодня ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Фронтальный опрос Знать выдающихся людей новейшего времени
7 Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа «Страницы всемирной истории». Комбинированный Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества Тематический. Проверочная работа Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач Страницы истории Отечества (13 ч) 8 Работа над ошибками. Жизнь древних славян ОНЗ История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России
Фронтальный опрос Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества 9 Во времена Древней Руси ОНЗ Фронтальный опрос
10 Страна городов Комбинированный Тематический 11 Из книжной сокровищницы Древней Руси ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Текущий, работа в парах Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества 12 Трудные времена на Русской земле ОНЗ Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Фронтальный опрос Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы 13 Русь расправляет крылья. Тест « Трудные времена на Русской земле» Комбинированный Тест (8 мин)
14 Куликовская битва Комбинированный Фронтальный опрос 15 Иван Третий ОНЗ Реформы Ивана Третьего Текущий, работа в парах Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества 16 Мастера печатных дел. Тест по темам «Куликовская битва. Иван Третий» Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох Текущий, работа в парах Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране 17 Патриоты России ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Фронтальный опрос 18 Петр Великий. Тест «Патриоты России» Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург Фронтальный опрос. Тест (8 мин) 19 Михаил Васильевич Ломоносов ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Текущий, работа в парах Знать историю развития образования на Руси
20 Екатерина Великая ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Фронтальный опрос Знать реформы Екатерины Великой
№ Тема урока Тип урока Вид учебной деятельности, элементы содержания Вид контро-ля Планируемые результаты Примечание Дата проведения план факт 4 четверть(16ч) Страницы истории Отечества (7 ч) 1 Отечественная война 1812 года ОНЗ Выдающиеся люди разных эпох Фронтальный опрос Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой 2 Страницы истории XIX века ОНЗ Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) Тематический Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России
3 Россия вступает в XX век ОНЗ Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России Фронтальный опрос. Графический диктант Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
4 Страницы истории 1920–1930-х годов ОНЗ Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времен Фронтальный опрос Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России
5 Великая война и Великая Победа Комбинированный Государственные праздники (День Победы) Текущий, работа в парах Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей 6 Страна, открывшая путь в космос Комбинированный Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники Фронтальный опрос Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой 7 История вокруг нас. Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества» Комбинированный Охрана памятников истории и культуры Проверочная работа. Тематический Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете Современная Россия (9 ч) 8 Работа над ошибками. Основной закон России и права человека Комбинированный Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) Фронтальный опрос
Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации 9 «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Почему надо говорить незнакомым людям «нет». Поведение в экстремальных ситуациях Комбинированный Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) Фронтальный опрос
10 Мы – граждане России
Комбинированный Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание Тематический Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию
11 Славные символы России Комбинированный Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна Тематический Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага
12 Такие разные праздники. Тест по темам «Мы – граждане России. «Славные символы России Комбинированный Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) Фронтальный опрос. Тест (8 мин) Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России 13- 15
Путешествие по России Безопасное поведение в транспорте. Безопасность детей на дорогах.
Комбинированный
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры Фронтальный опрос Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране Текущий, работа в парах Текущий, работа в парах. Графический диктант
16 Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) Урок-игра Фронтальный опрос