Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Минутка чистописания. Уч-ль: -Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. -Почему не смогли? Дети: -Потерялась буква Т. Уч-ль: -Охарактеризуйте букву Т. Уч-ль: Напишите в тетради заглавную букву Т, строчную букву т. 3. Целевая установка. Уч-ль. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Наш урок будет сказочным. Вместе с героями сказок Пушкина мы поговорим об имени существительном. Вы уже научились определять склонения имён существительных. Сегодня мы их повторим. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства.
-Закройте глаза и представьте – море, волны плещут (на доске или экране рисунок корабля). -Откройте глаза. Ветер по морю гуляет… Дети: И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Уч-ль: Но наш корабль большой и плыть только с помощью ветра не может. Нужно его завести. А поскольку это сказка, то и завести корабль можно только сказочным путём. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё об имени существительном. Ответы детей. Молодцы! Ну что ж, поплыли? 4. Словарная работа. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. И вдруг нам навстречу- Тридцать три богатыря В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; С ними дядька Дети: ЧЕРНОМОР. Уч-ль: Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые я вам прочитаю, надо найти существительные, записать их и определить склонение. Работа с комментированием. Уч-ль: Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук. Дети: Дуба – это существительное, стоит в родительном падеже, чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в им.падеж единственного числа. Дуба – дуб, 2 скл., сук – 2 скл., лук – 2 скл.
Уч-ль: Мать и сын теперь на воле; Видят холм в широком поле. Дети: Мать – 3 скл., сын – 2 скл., воле – воля – 1 скл., холм – 2 скл., поле – 2 скл. 5. Гимнастика для глаз. 6. Продолжаем путешествие. Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Уч-ль: Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо увидели? Дети: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые. На доске или на экране изображение белки. Уч-ль: Действительно, орешки не простые. В каждой из них задание (ученики получают карточки). Выполнение заданий.
7. Физминутка. 8. Уч-ль: Ребята прислушайтесь: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Рыбка нами не довольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдём следующие ориентиры: стр.63 , №113. - Прочитайте задание, что нужно выполнить в упражнении? Работа выполняется самостоятельно ( взаимопроверка). 9. Работа по развитию речи. Уч-ль: Продолжаем путешествие. Море весело шумит, Судно весело бежит, Мимо острова Буяна. В царство славного Салтана. А в царстве славного Салтана; Петушок с высокой спицы, Стережёт его границы.
И кричит ку-ка-ре-ку! Дам работку я свою! Посмотрите на доску (экран). Ветер раздул, перепутал все слова в предложении, нам нужно составить правильные предложения. Уч-ль: Пушкин сочинял не только сказки. У него много стихотворений и поэм. Многие из них вы уже знаете. - Вспомните, какое любимое время года у Пушкина? Дети: осень. Но Пушкин писал стихи и о других временах года. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года, Синея блещут небеса Ещё прозрачнее леса, как будто пухом зеленеют. - О каком времени года говорится в этом отрывке? Если мы поднимемся вместе с петушком над царством, то увидим такую картину: Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прислушайтесь, как великолепен русский язык.
Вот и сказке конец, а кто слушал… Дети: МОЛОДЕЦ! Наш корабль возвращается домой. 10 Итог. Оценивание. 11. Домашнее задание.