Урок чтения 3 класс Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода»
Цели урока: 1)Способствовать формированию навыков работы с литературным текстом. 2)Создать условия для развития способности внимательного отношения к языку художественного произведения и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях. 3)Воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в повседневном пейзаже).Способствовать патриотическому и экологическому воспитанию. Оборудование: Портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, компьютер, мультимедиа проектор, экран, памятки по подготовке к выразительному чтению, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, толковый словарь Ожегова. Ход урока 1.Орг.момент Добрый день! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! 2. Проверка домашнего задания. -Дома вы читали стихотворения Н.А.Некрасова. -Какие впечатления оставили у вас они? -Давайте ещё раз их послушаем. Чтение наизусть и выразительное чтение заранее подготовленных стихов «Перед дождём», «Славная осень». Определите, объясните какие чувства передаёт автор в этих стихах? (В первом стихотворении автор передаёт грусть и уныние – ель стонет, полумрак, ветер заунывный, холодно, кричат вороны и галки ;во - втором автор восхищается красотой осени, испытывает восторг и радость) 3. Сообщение темы и цели урока. Презентация -Сегодня мы поговорим о зиме. Попытаемся вместе с поэтами понять красоту русской зимы через их произведения.
4. Изучение нового материала. -Посмотрите в окно и скажите наступила ли уже зима? (да, уже снег давно выпал; нет, ещё ноябрь). -По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. - Вспомните, как называли зиму поэты. У Тютчева – чародейка, у Есенина «…щеголиха в белой разлетайке, русская красавица зима…» -Посмотрите на репродукции картин о зиме. СЛАЙД 1 -Расскажите, почему зима – волшебница? (она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован) - У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте загадку. Сердит! – закрыв лицо рукой, Сказал прохожий глухо. -Ударил как ! – ворчал другой, Поглаживая ухо. Шла мимо бабушка с клюкой, В платок упрятав нос, Она сказала: - Ишь, какой, Кусается как пёс!... И я скорей лицо прикрыл Воротником пальто: В тот день и впрямь сердитый был Вы догадались кто? (мороз) СЛАЙД 2 - Давайте послушаем стихи разных поэтов и постараемся понять, как выглядит Мороз, каким его видят разные авторы (дети читают наизусть заранее подготовленные стихи) 1. …Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берёз; Ходит, бородою Белою трясёт, Топает ногою, Только треск идёт. Иль на окнах дышит Закоптелых хат Да узоры пишет, Глядя на ребят… 2. Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. Вот румяный я бегу Весь в серебряном снегу. Ты, мороз, совсем не злой, Ты мне дедушка родной. 3. Я – мороз, Красный нос, На снегу студёном рос, И на горке ледяной, И где бор стоит стеной, И где вьюги веют грозно, И где солнце всходит поздно. Я – мороз, Красный нос, Бородой седой оброс. В мою бороду седую Ветры дуют, Вьюги дуют. - Фи-у, фи-у, фи-у, фи-у, - Машет вьюга белой гривой. Ну, а я на чистом льду В самый русский пляс иду, Я пляшу, пляшу, скачу. Серебром за всё плачу. Серебром за всё плачу. На весь свет его мечу! - Каким вы увидели Деда Мороза? (весёлым, озорным, задорным) - Сегодня мы познакомимся с ещё одним образом Деда Мороза. Его создал Н.А.Некрасов. Дети самостоятельно читают «Мороз - Воевода», потом учитель вслух, выразительно. -Какие слова в тексте вам не понятны? СЛАЙД 3,4,5,6 (воевода – предводитель войска на Руси, дозором обходит – сторожит, палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей, обозы – вереница гружённых повозок, казна – богатство, алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета). Повторное чтение стихотворения вслух по цепочке. -Давайте составим портрет Деда Мороза, пользуясь словами подсказками, подтверждение каждого слова найдите в тексте. СЛАЙД 7 -Как живётся Морозу в зимнем лесу? (чудесно, он творит чудеса, его окружает красота) - Посмотрите на разные рисунка Деда Мороза. СЛАЙД 8 -Какой из них больше похож на героя Некрасова? Почему? (суровы и сильный, как русский богатырь) -Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется) 5. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение всего стихотворения – на оценку – 4, Выучить наизусть отрывок «Песня Мороза» на оценку – 5, Выучить всё стихотворение на 5 со «звездой». 6. Итог урока Виталий Бианки сказал: «Произведения мастеров слова – это зёрна, брошенные в души читателей. Появляются в них и крепнут ростки ясной любви к природе» - А вы почувствовали, что стали внимательнее? -Вы готовы увидеть всю красоту русской зимы, готовы вы полюбить нашу русскую зиму?