Урок обучения грамоте по теме «Звуки (с),(с). Согласная строчная буква « с».
Цели урока: познакомить с новыми согласными звуками (с), (с) и буквой «с»; упражнять в чтении слов с новой буквой; формировать навык сознательного чтения; обогащать словарный запас учащихся и кругозор; учить писать строчную букву «с»; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: учебник «Азбука» часть первая, пропись №1, картинки с изображениями животных, бумажные круги для рефлексии.
Ход урока. 1. Организационный момент. Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И как будто бы свистит. Кто бы ни был, заходи Да ребяток научи! 2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это: Только ноченька настала. В поле вспыхнул огонёк. То погаснет, то зажжётся Угадай, как он зовётся Золотистый…( Светлячок). -Мудрый светлячок пришёл познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения, писать новые слоги и слова. - Кто видел светлячка? Какой он? (Показ картинки). 3. Изучение нового материала. -Светлячок предлагает вам игру «Доскажи словечко» (Учитель читает загадки, дети отгадывают, предметные картинки с отгадками прикрепляет на доску). Больше всех на суше он, Очень, очень, добрый… (слон) Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей!
Небольшая пёстрая птица Не боится зимой простудиться. Угощение наше ей снится, Прилетает к нам часто… (синица)
Говорят один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался…(сом)
- Что объединяет слона, синицу и сома? ( Они представители животного мира). -С какого звука начинаются все эти слова? -Назовите первый звук в слове синица. -Подберите свои слова с таким же звуком.
Физкультминутка.
Работа по учебнику с.79 Игра «Моя Вообразилия». -На что похожа буква «с»?
Словно С повис над клёном Серп луны на небе тёмном. Свет волшебный с неба льёт- Сказку в гости к нам зовёт.
Шёл конь, подковами звеня, Как буква С следы коня.
Работа в прописи с.22 -Мудрый светлячок научит нас писать строчную букву «с». -Сравните письменную и печатную буквы «С». (Они очень похожи) -Из какого элемента состоит? -Перед началом письма светлячок предлагает сделать пальчиковую гимнастику: В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя.
Показ учителем образца написания буквы Письмо учащимися буквы «с». - А теперь светлячок предлагает вам поиграть в игру. Игра «Весёлая арифметика» С+мелкое место поперёк реки = ? (Сброд.) С+хвойный лес =? (Сбор.) С+ тонкая ветка=? (Спрут) С+дом отдыха=? (Сдача) - Какое слово «лишнее»? (Сдача- два слога)
Работа по учебнику -Прочитайте слоги . Дополните слоги так, чтобы получились слова Работа по слоговой таблице. о
ы С и
у
Работа в Прописи. - Светлячок предлагает открыть Прописи. Вспомните правила посадки при письме. - Нам нужно научиться писать те слоги, которые только что прочитали. ( Учитель показывает написание каждого слога, обращает внимание на то, что в слогах «сы», «су» - верхнее соединение, а в слоге «со» - нижнее.) Дополнение слогов до слов - должно получиться по 10 слов на каждый слог. ( со- сом, сок, собака, сорт, сова, сорока, сон, сони, соли) и т.д. Если буквы не изучены, на их месте ставится кружок – гласная (красный) или согласная (синий).
Физкультминутка. Ветер с юга дует, дует (Руки вверх, вправо-влево), Солнце греет всё сильней. Рассекая клином небо (Полёт птиц- взмахи руками), Летит стая журавлей. Крыльями похлопаем, Раз-два-три (Хлопки руками), Клювами пощёлкаем- Раз-два-три (Прыжки), Лапки подогнули- Раз-два-три. Полетели-полетели И на кочке сели.
Чтение с доски. Чтение столбиков слов, выяснение в каких словах есть одинаковая часть. Повторение что такое корень слова. - Светлячку понравилось ваше чтение. Он предлагает поработать в Прописи и выполнить задания.
Игра «Угадай слова». На доске дана таблица. Попробуйте её восстановить - напечатайте буквы и прочитайте слова. ( Сон, сор, сын, сыт, сто, сток, стоп.) Списывание с печатного образца слов.
Работа с текстом . Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование текста. Чтение про себя. Работа по содержанию. - Правильно ли мы сделали предположение? -Давайте вернёмся к иллюстрации. Совпадает ли взгляд художника и автора на содержание текста?
Работа с текстом «Сорока» (текст на экране). Читающие - читают фамилию и отчество автора; не читающие - название текста. Работа с ключевыми словами: (белобока, пёрышки, нарядная, подвижная, суетиться, воровка, плутоватая и т. д.) - Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чём будете читать? Чтение вслух по абзацам. Беседа после чтения. - Выразите своё отношение к сороке. Соотнесите текст с иллюстрацией. Одинаково, или по разному, изобразил сороку писатель и художник? - Кому захотелось прочитать другие книги этого писателя? - Посмотрите - наш светлячок опечалился. Про сороку прочитали рассказ, а про сверчка нет. Давайте придумаем рассказ о светлячке. 4. Закрепление изученного. Закройте глаза. Послушайте стихотворение и ответьте, какой звук повторяется чаще других. Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лёд. Синий подснежник, житель весенний, На синей проталинке смело растёт. 5. Итог урока. - С какими новыми звуками познакомились? Расскажите о них? - Как называется буква, которая на письме обозначает эти звуки? - Светлячок доволен вашей работой. -- Отметьте и вы, свою работу на уроке, с помощью цветных карандашей. Красный кружок - всё было понятным, работой доволен. Зелёный кружок – понял, но хотел бы ещё поупражняться. Синий кружок – было не интересно. - Сверчок остался доволен вашей работой и вернулся в свой лес.
Муртазина Светлана Саубановна – уч. нач. классов МОУ СОШ №6 РТ г. Бавлы