Урок «Окружающий мир» 2 класс ТЕМА УРОКА: «В школе» ЦЕЛИ УРОКА: повторить и закрепить правила общения и поведения в школе; прививать любовь к знаниям, к родной школе; развивать речь, мышление, артистические способности; воспитывать стремление к осознанному выполнению правил. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Школа», «Поведение в школе», «Правила поведения на перемене», грам. запись песен «Школьная страна», «Чему учат в школе», Устав ОСШ,,таблички: «Не краса красит человека, а ум», «хорошо, плохо», «зНание, зДание», рисунки: поведение в школе, магнитофон, звонок, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Общение». Вы знаете, что общение в семье стоит на первом месте. А вот о том, где вы еще общаетесь с людьми, узнаете из загадки: На горе стоит дом. Кто в него войдет. Тот ум приобретет, (школа) (таблица «Школа», запись песни «Школьная страна»)
II. Тема нашего урока: «В школе». Беседа: -Ребята, для чего вы ходите в школу? -В какое время получаете знание? -А в какое время вы можете общаться друг с другом? -Существуют ли определенные правила поведения в школе? Хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. а) Предлагаю вам игру «И я». Если я назову правильный поступок, скажите «И я». Если неправильный - молчите. Готовы? -я в школу прихожу аккуратно одетой; -я все школьные вещи содержу в порядке; -я в школу прихожу вовремя; -я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех; -я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс; -я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе -я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече; -я всегда благодарю за помощь; -я всегда отнимаю игрушку у товарища; -я всегда перебиваю говорящего; -я всегда навожу порядок на столе; -я всегда помогаю товарищу; -я всегда ябедничаю; -я бегаю по коридору сломя голову. Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе. б) Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает . Какое правило поведения не знали одноклассники Саши? С.Я.Маршак «Четыре глаза». Глаза у Саши велики, Но очень близоруки. Врач прописал ему очки По правилам науки. Но про очки ребятам всем Известно стало сразу. Они кричат ему: «Зачем Тебе четыре глаза?» Заплакал Саша от стыда. Уткнулся носом в стену. «Нет,- говорит он,- никогда Очков я не надену!» Но мать утешила его: «Очки носить не стыдно. Все надо делать для того, Чтоб было лучше видно! Над теми, кто надел очки, Смеются только дурачки!» Спасибо. Какое же правило не знают ребята? -Воспитанный человек никогда не станет сам и не позволит окружающим унижать и оскорблять товарища, особенно тех, кто чем-то отличается от остальных. III. Вы научились хорошо выполнять правила поведения в школе. Давайте вспомним правила поведения на уроке. а) Ситуация. Послушайте задачу и решите: «Случилось так, что Галя опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался». -Как должна поступить Галя в данном случае? б) Сейчас ребята вам напомнят правила поведения на уроке, изученные в 1 классе. -Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешение учителя. -Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс. -На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая. -Парта - это не кровать, и нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. -Учитель спросит - надо встать, когда он сесть позволит - сядь. Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними -Если друг стал отвечать, не спеши перебивать. А помочь захочешь другу - подними спокойно руку. Спасибо. Не забывайте эти правила. IV. Ребята, только ли в помещении класса вы находитесь в школе? Где вы еще бываете? (библиотека, столовая) Вы знаете, как вести себя в столовой и библиотеке? а) Ситуация «В столовой». Послушайте такую ситуацию: «Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.» Что вы скажете о поведении Вити в столовой? Объясните, как нужно обращаться с хлебом. Можно ли сказать, что Витя пошутил?
б) А сейчас давайте попробуем изложить правила поведения в столовой так: я буду называть начало, а вы закончите: -В столовой есть закон такой (Руки мой перед едой) -Очень пища хороша (Кушай пищу не спеша) -Если будешь все съедать (Шанс учиться есть на пять) -Ты поел? Чиста тарелка? (Отнеси ее скорей-ка) -Уходя, скажи спасибо (Тем, кто стол накрыл красиво) Молодцы. ФИЗМИНУТКА в) Ребята, мне хочется, чтобы правила поведения в библиотеке вам напомнила библиотекарь нашей школы Ольга Григорьевна. Убедительная просьба книги: 1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. 2. Не исчеркивайте меня ручкой и карандашом, это так не красиво. 3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол лицом вниз, ибо вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. 4. Не кладите также в меня ни карандаши, ничего толстого, иначе разрывается корешок. 5. Если вы закончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте знаки, а положите в меня закладки, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. 6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна. 7. Помогайте мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми, умными и воспитанными ребятами. Спасибо Вам, Ольга Григорьевна. Я надеюсь, что ребята будут выполнять все правила. г) Звенит звонок. Перемена, перемена. Заливается звонок Перемена нужна всем: и детям, и учителю. -Что же такое перемена? -Для чего она нужна? -Чем может заниматься ученик во время перемены? 1)Учебник. с. 53. Об одной школьной перемене самостоятельно прочитайте стихотворение Еще раз стихотворение прочитает __________. -Как вы думаете, что увидел муравей в школе? -За что он сравнил ее с переменой? 2)А вот что может случиться с человеком, попавшим на перемену в школе, расскажет сценка «Карабас и 3 класс». В жизни всякое случается подчас, Мне навстречу ковыляет Карабас. И хромает, и рыдает Карабас – Не узнать его ни в профиль, ни анфас. -Где вы были. Карабас Барабас? Почему у вас подбит правый глаз? Бороды как не бывало у вас. Что случилось, Карабас Барабас? Чешет сбитое колено Карабас: -Я попал на перемену в 3 класс! -Кто-нибудь себя узнал, прослушав эти стихи? -Давайте не называть имен таких детей вслух. Но постараемся, чтобы в нашем классе такого не было. 3)О том, к чему могут привести игры и шалости на переменах, я попрошу рассказать ученицу из Совета школы. «Все эти примеры из школьной жизни врачебной практики. -Саша, шутя, поставил товарищу подножку, тот упал. В результате перелом руки. -Два друга играли в наездника и седока. Теперь у того, кто был лошадью, тяжелая травма плечевого сустава. -Коля просто хотел привлечь внимание девочки. Казалось, что удар был несильный. А у нее оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать в больнице около месяца. -Сережа вытирал классную доску. Кто-то из ребят его окликнул. Он обернулся. В тот же момент его что-то ударило по глазу. Оказалось, что его одноклассники стреляли из рогатки. -Федя толкнул Мишу несильно, но рядом была стеклянная дверь. Шалость закончилась порезами. -Конечно, редко встретишь ребенка, который специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего после неприятностей слышишь: «Я нечаянно...», «Я случайно...», «Я просто пошутил...». Поэтому мы с вами говорим о том, как можно и нужно общаться в школе друг с другом. V. Сейчас ребята вам споют частушки, а вы внимательно послушайте. Митя мчится на урок, Всех подряд бодает. «Свалит с ног. Не свалит с ног?» - Все кругом гадают.
Всех Гаврила задирает. Получает тумаки. У задиры под глазами Не проходят синяки.
Мы немножко пошумели, В окнах стекла зазвенели. Мы сказали: «Тишина!» В школе треснула стена.
-Вам хочется быть похожими на ребят из частушки? -Тогда давайте прочитаем правила поведения на перемене с доски и запомним их. -Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель. -На переменах в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещение и выполняют различные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки. -В коридоре нельзя бегать и кричать. -Во время перемены можно играть в спокойные игры. -Если в дверях встретился взрослый (учитель, родитель, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед. -В перемену нужно не забывать зайти в туалетную комнату. Чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
ФИЗМИНУТКА VI. Закрепление. Рассмотрите на доске рисунки и распределите их на две группы: «хорошо поступают», «плохо поступают». VII. В начале урока вы сказали, что ходите в школу, чтобы получить знания, а) Сравните два слова: «знание» и «здание». -Чем они похожи? -Чем они отличаются?
б) Вот что об этом думает писатель Кривин. На стр.52 текст прочитает . -Вы согласны с писателем? -По чему надо судить о красоте? в) О школе, о знаниях сложили много пословиц. Соберите и объясните одну из них. НЕ КРАСИТ ДОМ А КРАСА ЧЕЛОВЕКА (не краса красит человека, а дом) Прочитайте пословицу хором. Как понимаете смысл пословицы? VIII. УСТАВ. Ребята, мы сегодня говорим о правилах поведения в школе. Есть такой документ. Называется Устав. Это основной документ, где расписаны права и обязанности учащихся, всех работников школы и родителей. Он утвержден исполкомом муниципального района. Нарушающих эти законы ждет наказание. IX. Сейчас еще раз вспомним, чему учат в школе. Вместе с хором споем песню «Чему учат в школе». X. Д.З. Дома в тетради нарисуйте 3 условных знака о поведении в школе: что нельзя делать на уроке и в перемену. Вспомните или найдите пословицу о знании, о школе. XI. Итог. -Чему учились на уроке? -Что-нибудь захотелось изменить в своем поведении? -Спасибо всем, кто помог напомнить правила поведения в школе. XII. Оценка знаний. Урок окончен.