Тема: Обобщающий урок по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Цель: учить работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать фантазию, наблюдательность; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речь, мышление, память, прививать интерес и любовь к чтению; совершенствовать умение оценивать себя и других.
Предварительная подготовка к уроку:
Класс делится на команды: литературоведы, переводчики, художники, знатоки, актёры. Домашнее задание к этому уроку: Для всех – прочитать сказку полностью. По группам: 1. найти дополнительные сведения о П.П.Ершове; подготовить ответы на вопросы 1 – 5 в учебнике на стр.63. 2. найти в словарях значение старинных слов и выражений. 3. сделать рисунки к сказке «Конёк-горбунок» и к другим сказкам. 4. Найти в тексте фразеологизмы и крылатые выражения и уметь их объяснить. 5. Подготовить инсценировку отрывка сказки.
Ход урока. Сообщение темы и целей урока.
Работа с группой литературоведов. -Что нового узнали о сказочнике п.П.Ершове? -Чему учит сказка «Конёк-горбунок»? -Какие черты характера присущи главному герою сказки? -Элементы каких русских сказок использовал Ершов в своей сказке?
(В каждой группе – список с фамилиями участников группы. За каждый правильный ответ, за участие ученик получает «+»).
Работа со всеми группами. -Из предложенных иллюстраций к сказкам выбрать лишь те, которые относятся к сказке «Конёк- горбунок» (рисунки группы художников)
Работа с переводчиками.
-Объяснить значение слов (на доске – карточки со словами): Спальник - придворный чин Зело – сильно Басурман – человек чужой веры Каурка – лошадь рыжей масти Лубки – яркие картинки Малахай – верхняя мужская одежда Яхонт – драгоценный камень Седмица – неделя Содом – беспорядок Ендова – ковш
Работа со всеми группами. Конкурс «Живые картины» (при помощи мимики и жестов запечатлеть отрывок из сказки).
Работа со знатоками. -Объяснить выражение: Не ударил в грязь лицом. Поминай его, как звали. Хочет жать там, где не сеял. Так кишмя вот и кишат. Я те снова подведу, мой дружочек, под беду.
Работа со всеми группами. Конкурс «Самый внимательный читатель»
-Где жил старик? (за горами, за лесами, за широкими морями, не на небе – на земле) -Какое горе приключилось в семье? (кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить) -Что взял с собой в дозор старший брат? (вынул вилы и топор и отправился в дозор) -Что пообещал отец младшему сыну, чтобы тот пошёл в дозор? (я куплю тебе лубков, дам гороху и бобов) -Что за чудо-огонёк нашёл Иван? (перо Жар-птицы) -Кто разрешал торговлю в столице? (коль не скажет городничий – ничего не покупать, ничего не продавать) - Почему царь не смог забрать коней в свои конюшни? (кони с ног их сбили всех, все уздечки разорвали и к Ивану прибежали) -Кем был Иван при дворе? (конюший государев) -Какое первое задание дал царь Ивану? (достать Жар-птицу) -В какую часть света отправился Иван за Жар-птицей? (на восток) -Кем назначили Ивана после поимки Жар-птицы? (царским стременным) -Почему Иван не смог украсть Царь-девицу в первое утро? (под голос тихий стройный засыпает преспокойно) -Какие родственники были у Царь-девицы? (месяц – мать мне, солнце – брат) -За что был наказан кит? (он за то несёт мученье, что без божия веленья, проглотил среди морей три десятка кораблей) -Что кит должен сделать, чтобы избавиться от мучений? (если даст он им свободу, снимет бог с него невзгоду) -Кому кит приказал найти перстень? (осетриному народу) -Где лежал перстень? (в сундучке) -Какое условие поставила Царь-девица царю? (стань, как прежде молодец, я тот час же под венец) -Что должен был сделать Иван, прежде чем прыгнуть в котёл? (проститься с горбунком) Подведение итогов конкурса.
Работа с группой актёров (Инсценирование отрывка из сказки.
Работа в своей группе: самооценка и взаимооценка.
Итог урока.
-Что узнали нового на уроке? -Чему научились? -Что понравилось? -Что не понравилось? Почему? Как можно было по-другому сделать?
Домашнее задание (по выбору): 1. Составить 3 вопроса к сказке. 2. Составить кроссворд по сказке.