Тема: Запись дроби. Смысл каждого натурального числа в записи дроби Цели: рассмотреть и сравнить задачи, при решении которых получается натуральное число и дробное число; - продолжить знакомство с дробными числами; -ввести форму записи дроби; -помочь учащимся сформулировать смысл каждого натурального числа в записи дроби; - развивать логическое мышление, внимание. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Устный счет. а) Вставьте пропущенные знаки действия, чтобы получились верные равенства: 9…9…72=9 (16…7)…8=72 6…(11…2)=54 б) Восстанови цепочку 3. Постановка проблемы и сообщение темы урока. -Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? -Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? - Рассмотрите рисунки -Какая часть прямоугольника закрашена на каждом рисунке? 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Первый разделен на 15 равных частей, второй на 6 равных частей, третий на 10…, т.е. одна пятнадцатая часть, одна шестая, … -А теперь смотрим на экран и решим задачу (Слайд) Мама купила арбуз.Разрезала его на 6 равных частей: бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Сколько частей получил каждый? Запишите Какие знаки используют в записи дробных чисел? Работа по теме урока. 1.Выполнение задания №340 -Прочитайте задачи и сравните их. - Чем похожи задачи? (Одинаковый математический сюжет) -Чем отличаются задачи? (При решении первой задачи получается натуральное число, а при решении второй- дробное число) -Какую часть плитки шоколада получит каждый член семьи? (одну пятую часть) Выполните рисунок к решению этой задачи
1 5 - Рассмотрите запись дробного числа -Какой знак показывает, что записано дробное число? - Попробуйте объяснить, что обозначает каждое число в записи дроби 1/5 Объяснение учителя: Дробное число записывается двумя натуральными числами, разделенными чертой, в виде а/в. Такие записи называются обыкновенными дробями. а –числитель, в- знаменатель дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица. Числитель дроби показывает, сколько таких частей взято. №340 (6) 4. Закрепление пройденного материала а) Молоко из кувшина разлили трем детям поровну в стаканы. Какую часть молока получил каждый ребенок? Как это записать? б) На партах индивидуальный раздаточный материал. Приготовьте цветные карандаши, послушайте внимательно задание и выполните его. Итак, проверяем. От каждого ряда выходит ученик к доске. Дети оценивают, сравнивают. Три человека работают у доски - Кто сможет записать дробью? - Кто может прочитать дроби? Фронтальный опрос. - Как называется число под чертой? Над чертой? - Сколько натуральных чисел использовано в записи каждой дроби? - Какой знак показывает, что записано дробное число? Итак, что обозначает в записи дроби каждое число? Физкультминутка 5. Продолжение работы по теме урока №342 Восстанови единичный отрезок (самостоятельная работа)
0 3 6 10 №343 задача Производительность труда Время Объем работы 1 бригада За 3 ч-54м2 8час ?
2 бригада За 3 часа-? На 3 м2 меньше 8 час ? 54:3 = 18 (м2)- производительность труда 1 бригады за 1 час 18-3=15 (м2)- производительность труда 2 бригады 18+15= 33(м2)- производительность труда у обеих бригад за 1 час 33х8=264 (м2)- всего покрасили за восьмичасовой рабочий день 6. Итог урока. -Что нового узнали на уроке? _Какие трудности возникли? -Как записать дробное число? 7. Домашнее задание. № 341 найти значения выражений; № 344 Найти периметр и площадь фигуры