Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Уроки

Земля. Модель Земли.
[ Скачать с сервера (20.9 Kb) ] 11.11.2013, 18:57
Конспект урока.

ФИО педагога – Рассказова Анна Александровна.

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир.

Тема – Земля. Модель Земли.

Цель, задачи урока –
Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Земли – глобусом.
Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения названия нашей планеты, ознакомления с формой планеты; учить находить на глобусе ось, экватор, Северный и Южный полюсы.
Планируемые результаты образования.
Предметные: получат представления, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель Земли; научатся приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты, использовать глобус.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли, моделировать форму Земли, используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные: осознают необходимость бережного отношения к планете.

Используемые средства – учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», глобус, фотографии с изображением Земли из космоса, плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.

Сценарий урока.

I. Актуализация знаний.
У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:
1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?
( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
3. Кто совершил первое путешествие в космосе?
(12 апреля 1961 — летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)
4.Что такое земля звезда или планета?
( Земля – это 3 планета солнечной системы)
5. Назовите спутник Земли.
(Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!
Скомандует диктор:
Внимание, взлет!
И наша ракета
Помчится вперед!

Как говорил Гагарин: «Поехали!»

II. Формирование новых знаний.
У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 19. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Глобус- модель Земли?) С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение
И не любит искажения (глобус)

У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый. Шарообразный, шар.

У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+».

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста на стр. 19)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

III. Применение новых знаний.
У. А дальше я предлагаю вам поработать в космических лабораториях.

Практическая работа (по группам):

• Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

• Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

• Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

• Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

• Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.5-6, задание 7.
У: Назовите предметы, которые здесь нарисованы. Есть ли здесь модели? Соедините линиями предметы и соответствующие им модели.
Назовите предметы, где ось вращения настоящая, и те, где ось воображаемая. Нарисуйте воображаемую ось красным карандашом, а настоящую – синим.

У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в энциклопедии их название.

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы- это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

У: Ребята, к нам в лабораторию прилетел инопланетянин. Он прилетел с другой планеты и ничего не знает про нашу. Давайте ему поможем узнать это! Мы хором будем отвечать на его вопросы.

Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)

Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)

А теперь мы должны отправить нашего приятеля обратно, для этого необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

2. Самая большая параллель Земли…(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)
4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)
5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»

У: Почему глобус просит беречь Землю?

У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.



IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

• С чем познакомились на уроке?
• Что нового узнали?
• А что же такое глобус?
• Вам понравился урок?

САМООЦЕНКА РАБОТЫ

У каждого ребенка рисунок инопланетянина.
Красный инопланетянин- на уроке было интересно, легко.
Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.
Коричневый инопланетянин- на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

У: Дорогие мои земляне, возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть через 100 лет.
У: К следующему уроку, кого заинтересовала эта тема, попрошу найти информацию о том, какие бывают глобусы.

Анализ урока.
1. Целеполагание.
Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.
Содержание соответствует дидактическим требованиям, целям, органично включает ценностный и развивающий компоненты. В содержание урока входят следующие дидактические принципы: научность, последовательность, наглядность, связь с практикой,

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).
Этапы урока четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На этапах урока присутствуют словесные, наглядные и практические методы обучения.

4. Методы организации УД.
Методы организации учебной деятельности адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.
Формы соответствуют целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (индивидуальную, групповую, коллективную)

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.
Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Деятельность учителя.
Учитель научно и доступно излагает новые знания. Организует самостоятельную и коллективную работу учащихся. Эффективно использует наглядные средства обучения.

8. Деятельность учащихся.
Учащиеся умело переключаются с одного вида работы на другую. Внимательны, активны. На высоком уровне выполняют самостоятельную работу. Умеют оценить урок.

9. Результаты проведенного урока.
Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Намеченный план урока выполнен.
Категория: Уроки | Добавил: AHHA651
Просмотров: 2348 | Загрузок: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве