Математика 3 класс Тема: Знакомство с понятием «Дробное число» Цели: - смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и в жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволить сделать естественный переход к знакомству с дробными числами; -активизировать опыт учащихся по использованию дробных чисел в жизни; провести практическую работу по группам на деление реальных предметов на части при помощи дробных чисел; -совершенствовать н6авыки решения и преобразования сложных выражений; продолжить формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения уравнений; - развивать логическое мышление через решение логических задач.
1. Организационный момент Психологический настрой детей на урок. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» • А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Высказывания детей) Сегодня чудесный день. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова! 2. Устный счет Слайд Разгадайте правило, по которому составлены схемы и вставьте числа в «окошки» 64
Слайд Найди значения выражений. Какая пара «Лишняя»? 25 х3 17х4 9х7 29х3 98-23 80-12 45+17 90 Слайд Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу: а) 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, … б) 80, 78, 75, 76, 74, 72, … в) 35, 29, 23, 18, 17, 11, … г) 395, 385, 375, 366, 365, 355, … Слайд Задача. В гараже в 6 рядах стояло по 9 машин. Из каждого ряда выехало по 8 машин. Сколько машин осталось в гараже? Объясните, что обозначают выражения, составленные по условию данной задачи. 9х6 8х6 (9-8)х6 Физкультминутка (Слайд) 3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Прочитайте числа, записанные на доске: 2 24 1 45 2 Какие трудности у вас возникли? Какие числа вы можете прочитать? Как они называются? (Натуральные числа) Числа 1, 2, 3, …, употребляемые при счете предметов, - натуральные числа. Сегодня мы узнаем, как называются числа, которые вы не смогли прочитать. 4. Работа по теме урока (Двух мальчиков сажаем перед классом за стол.) - На столе лежало 6конфет. За столом сидят два ученика. Сколько конфет достанется каждому? - Каким действием будете решать задачу? (Делением.) - Кто запишет на доске выражение? Записываем. 6 : 2 = 3(к) - Как называются числа 6, 2, 3? (Это натуральные числа.) - Докажите, что они натуральные! (Натуральные числа показывают реальное (настоящее) количество предметов). - Хорошо! На столе лежит 1 конфета. За столом сидят два ученика. Сколько конфет достанется каждому? (Половина.) - Как вы догадались? (Можно разрезать пополам. Режем.) - Каким действием будете решать задачу? (Делением.) - Запишите выражение! (1 : 2) - Что вас смутило? Не решали так? (Не знаем, как записать значение выражения!) - Но ведь конфету разделили! Значит, и существует такое число – половина! На сколько частей делили конфету? Какую из двух частей получил каждый ? Вот и записываем, что каждый получил одну вторую часть! Записываем так: черточка посередине знака равенства, под черточкой 2, что означает количество всех частей, под черточкой -1, количество взятых (или рассматриваемых) частей. Полюбуйтесь! Это дробное число! Читается оно так: одна вторая! Из двух частей мы взяли одну. Одна вторая – дробное число, или просто дробь (Слайд) Дополнительный материал (Слайд) Первым европейским ученым, который стал использоваться и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в ХIII веке Максим Плануд- греческий монах, ученый- математик. 5. Закрепление материала Первичное закрепление. - Выберите из лежащих перед вами фигур круг! Пусть это будет пирог! Как разделить его на 4 части? Сколько получилось равных частей? Закрасим одну часть! Покажите мне и друг другу! Хорошо! - На сколько частей разделили пирог? А сколько взяли? Одну! Взяли одну часть из сколько? Одну которую часть? Одну четвертую! Кто может записать это число? Записываем! - Кстати, кто в вашей семье обычно получает первый кусок пирога? Почему? - Закрасим еще две части! Покажите! Молодцы! Сколько теперь частей закрашено? Три части из скольки частей? Назовите это число! Подскажите мне, пожалуйста, как его записать! Прочитайте новое число! (Три четвертых!) Вывешиваю на доску опорную схему: - Кто догадался, как называются числа в дроби? Объясните! (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили предмет, числитель – сколько частей из них взяли!) Молодец! А теперь скажем все вместе! 6. Физминутка. 7. Продолжение работы по теме урока № 337 задача 45 км/ч 4 ч 50км/ч 3 ч
?
45 х 4 =180(км) Ответ: за 4 часа проедет 180 км № 336 102 + 162 х3 = 822 – 156 : 6 = Задача на логическое мышление Итог урока -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас возникли? - Какие числа называются дробными? Домашнее задание: 336 (2), 338 (5)