Категории раздела

Методичка [79]
Уроки [117]
Внеклассная работа [94]
vn
Тесты [8]

Интересное

Яндекс.Метрика

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Внеклассная работа

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание юного татарстанца»
[ Скачать с сервера (13.3 Kb) ] 28.01.2012, 18:39
Мухтарова Гузель Завдятовна
МОУ СОШ №6 г. Бавлы
учитель начальных классов
( для обучающихся 8 – 10 лет)



АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Воспитание юного татарстанца»
Воспитательная работа

Пояснительная записка
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели программы:
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи программы:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
- обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программы.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
В процессе преподавания курса “Воспитание юного татарстанца” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

Список используемой литературы:
1. В.А.Бухвалов. Экознание. - Рига, 1996.
2. Р.И.Шаяхметова, Р.Х.Ягфарова, И.Т.Сагдиева. Хартия земли. - Казань, 2007.
3. В.А.Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985.
4. А.В.Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. - Н.Челны, 2009.
5. Красная книга РСФСР. Животные. - Москва. Россельхозиздат, 1985.
6. Красная книга РСФСР. Растения. - Москва. Россельхозиздат, 1988.
7. И.Гафаров. Наследие – это общее богатство. – Казань: Издательство Магариф, 2002.
8. И.С.Кон. Ребенок и общество. – Москва, 1999.

Содержание программы

1 – й класс
Наш город – (5 ч.)
1. Главная улица нашего города (рисунки).
2. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии).
3. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ).
4. Название моего города (легенды).
5. Прогулка – экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).

Моя семья – (6 ч.)
1. Орден в моем доме (поисковое задание).
2. Мои родные (устный рассказ, рисунки).
3. Ты – родитель (игра).
4. Мое имя и фамилия (в летописи семьи).
5. Игры бабушек, дедушек (разучивание).
6. Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Наша школа – (7 ч.)
1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).
2. Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
3. Мой сосед по парте (урок – игра).
4. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
5. Школьная библиотека (экскурсия).
6. Наши обязанности (игра).
7. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Природа и мы – (6 ч.)
1. Природа моего города (посещение парков).
2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
3. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
4. Серый волк (татарская народная игра).
5. Дары леса (экскурсия в лес).

2 – й класс
Наш город – (8 ч.)
1. О чем говорят названия улиц (поисковое задание).
2. Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки).
3. Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини – доклады).
4. Казань – моя гордость (литературно – музыкальный вечер).
5. Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу).
6. Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).

Моя семья – (9 ч.)
1. Мой дом – моя крепость (игровая ситуация).
2. У меня дома в свободное время (устный рассказ).
3. Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов).
4. Песни родителей, бабушек (прослушивание).
5. Распределение обязанностей в семье (рисунки).
6. Кто в семье главный? (диспут).
7.Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание).
8. Роль матери в воспитании детей (конференция мам).

Наша школа – (8 ч.)
1. Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ).
2. Школьная и классная символика (конкурс рисунков).
3. Мои любимые книги (выставка книг).
4. Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ).
5. Я – директор школы (ролевая игра).
6. Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков).
7. Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).

Природа и мы – (8ч.)
1. Ядовитые растения края (беседа).
2. Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина).
3. В подводное царство (экскурсия на родник).
4. Птицы нашего края (конкурс рисунков).
5. Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе).
6. Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры).
7. Природа и наше здоровье (выставка фотографий).
8. Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).

3 – й класс

Наш город – (9 ч.)
1. Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии).
2. Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа).
3. Новые стройки города (выставка фотографий).
4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).
5. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу).
6. Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование).
7. На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа).
8. Знаменитые земляки (поисковое задание).

Моя семья – (10 ч.)
1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
3. Семейная символика (конкурс рисунков).
4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
5. У семейного очага (семейная игра).
6. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
7. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).


Наша школа – (9 ч.)
1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
2. Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра).
4. Праздник «Навруз» (выступление).
5. Что растет на территории школы (тесты).
6. Все о школе (викторина).

Природа и мы – (8 ч.)
1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
3. Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие).
4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
5. Природа родного края (урок – практикум).
6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).

4 – й класс
Наш город – (9 ч.)
1. Моя малая родина (сочинение).
2. Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники).
3. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям).
4.Мы – хозяева своей страны (рисунки).
5. Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения).
6. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение).
7. Булгары – древние предки татар (беседа).
8. Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).

Моя семья – (8 ч.)
1. История одной фотографии (сочинение).
2.Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок).
3. Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет).
4. Профессии моих родителей (поисковое задание).
5. Семейный бюджет (составление и решение задач).
6. Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители).
7. Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)

Наша школа – (9 ч.)
1. Учителя нашей школы (встречи).
2. Праздник «Малый Сабантуй» (игра).
3. Бюджет школы (составление и решение задач по теме).
4. Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей).
5. Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков).
6. История моей школы (сочинение).
7.Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).

Природа и мы – (8 ч.)
1. Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа).
2.Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов).
3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
4. Я строю дом в лесу (творческая игра).
5. Местные полезные ископаемые (сбор образцов).
6. Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).
Категория: Внеклассная работа | Добавил: солнышко
Просмотров: 673 | Загрузок: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Погода

Яндекс.Погода Юбки пачки в Москве