Мухтарова Гузель Завдятовна МОУ СОШ №6 г. Бавлы учитель начальных классов ( для обучающихся 8 – 10 лет)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание юного татарстанца» Воспитательная работа
Пояснительная записка Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основные цели программы: - формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; - воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье; Задачи программы: - сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан. - воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа; - обеспечить развитие чувственного опыта учащихся. Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Особенности программы. Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения. В процессе преподавания курса “Воспитание юного татарстанца” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру. Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. Ожидаемые результаты Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Татарстан, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками: - самостоятельно подбирать литературу по теме; - работать в читальном зале библиотеки; - готовить и выступать с докладами и сообщениями; - работать в семейных архивах; - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; - сравнивать и обобщать факты; - воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе. - воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.
Список используемой литературы: 1. В.А.Бухвалов. Экознание. - Рига, 1996. 2. Р.И.Шаяхметова, Р.Х.Ягфарова, И.Т.Сагдиева. Хартия земли. - Казань, 2007. 3. В.А.Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985. 4. А.В.Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. - Н.Челны, 2009. 5. Красная книга РСФСР. Животные. - Москва. Россельхозиздат, 1985. 6. Красная книга РСФСР. Растения. - Москва. Россельхозиздат, 1988. 7. И.Гафаров. Наследие – это общее богатство. – Казань: Издательство Магариф, 2002. 8. И.С.Кон. Ребенок и общество. – Москва, 1999.
Содержание программы
1 – й класс Наш город – (5 ч.) 1. Главная улица нашего города (рисунки). 2. Памятные и исторические места города, литературные дома (экскурсии). 3. Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ). 4. Название моего города (легенды). 5. Прогулка – экскурсия в магазины микрорайона (экскурсии).
Моя семья – (6 ч.) 1. Орден в моем доме (поисковое задание). 2. Мои родные (устный рассказ, рисунки). 3. Ты – родитель (игра). 4. Мое имя и фамилия (в летописи семьи). 5. Игры бабушек, дедушек (разучивание). 6. Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).
Наша школа – (7 ч.) 1. Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). 2. Адрес школы. Дорога в школу (рисунки). 3. Мой сосед по парте (урок – игра). 4. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников). 5. Школьная библиотека (экскурсия). 6. Наши обязанности (игра). 7. Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).
Природа и мы – (6 ч.) 1. Природа моего города (посещение парков). 2. Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек). 3. Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения). 4. Серый волк (татарская народная игра). 5. Дары леса (экскурсия в лес).
2 – й класс Наш город – (8 ч.) 1. О чем говорят названия улиц (поисковое задание). 2. Посещение зрелищных учреждений (кино, театров, цирка, выставки). 3. Альбом «Знай и люби свой город» (рисунки, сочинения, мини – доклады). 4. Казань – моя гордость (литературно – музыкальный вечер). 5. Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города (рисунки, экскурсии по городу). 6. Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте (беседа, прогулки по отдельным местам города).
Моя семья – (9 ч.) 1. Мой дом – моя крепость (игровая ситуация). 2. У меня дома в свободное время (устный рассказ). 3. Моя трудовая семья (выставка фотографий, документов). 4. Песни родителей, бабушек (прослушивание). 5. Распределение обязанностей в семье (рисунки). 6. Кто в семье главный? (диспут). 7.Фамилия, имена, отчества членов семьи (поисковое задание). 8. Роль матери в воспитании детей (конференция мам).
Наша школа – (8 ч.) 1. Правила поведения учащихся на уроках и переменах (беседа, устный рассказ). 2. Школьная и классная символика (конкурс рисунков). 3. Мои любимые книги (выставка книг). 4. Бережное отношение к школьному имуществу (беседа, устный рассказ). 5. Я – директор школы (ролевая игра). 6. Профессии работников школы: директор, учитель, уборщица и т.д. (конкурс рисунков). 7. Моя школа (практическая деятельность по созданию презентаций о школе).
Природа и мы – (8ч.) 1. Ядовитые растения края (беседа). 2. Местные лекарственные травы, правила их сбора (викторина). 3. В подводное царство (экскурсия на родник). 4. Птицы нашего края (конкурс рисунков). 5. Однодневный поход «Зимние забавы» (наблюдения в природе, подвижные игры на свежем воздухе). 6. Закаливание организма в разное время года (беседа, загадки, игры). 7. Природа и наше здоровье (выставка фотографий). 8. Исчезающие виды птиц нашей республики (составление «Красной книги»).
3 – й класс
Наш город – (9 ч.) 1. Исторические места города, поселка, микрорайона (прогулки, экскурсии). 2. Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа). 3. Новые стройки города (выставка фотографий). 4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум). 5. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города (экскурсии по городу). 6. Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города (рисование). 7. На пути духовного возрождения. Мусульманство и христианство в Татарстане (беседа). 8. Знаменитые земляки (поисковое задание).
Моя семья – (10 ч.) 1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий). 2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок). 3. Семейная символика (конкурс рисунков). 4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа). 5. У семейного очага (семейная игра). 6. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой). 7. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).
Наша школа – (9 ч.) 1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы). 2. Библиотека школьная, районная, городская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами). 3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра). 4. Праздник «Навруз» (выступление). 5. Что растет на территории школы (тесты). 6. Все о школе (викторина).
Природа и мы – (8 ч.) 1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). 2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения). 3. Крупные реки и города Татарстана (заочное путешествие). 4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа). 5. Природа родного края (урок – практикум). 6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).
4 – й класс Наш город – (9 ч.) 1. Моя малая родина (сочинение). 2. Мы – дети разных народов, Родина у нас одна (утренники, праздники). 3. Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам, мечетям). 4.Мы – хозяева своей страны (рисунки). 5. Особенности труда людей моего города (устный рассказ, сообщения). 6. Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики (экскурсия в библиотеку, сочинение). 7. Булгары – древние предки татар (беседа). 8. Герои – земляки Великой Отечественной войны (поисковое задание).
Моя семья – (8 ч.) 1. История одной фотографии (сочинение). 2.Этому я научился у своих родителей (выставка рисунков, поделок). 3. Моя семья. Семейные традиции (практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет). 4. Профессии моих родителей (поисковое задание). 5. Семейный бюджет (составление и решение задач). 6. Права и обязанности родителей (круглый стол. Дети и родители). 7. Семейные реликвии войны, труда, учебы и др. деятельности (утренник, классный час и пр.)
Наша школа – (9 ч.) 1. Учителя нашей школы (встречи). 2. Праздник «Малый Сабантуй» (игра). 3. Бюджет школы (составление и решение задач по теме). 4. Творчество писателей нашего края (обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в школьный музей). 5. Мой любимый классный руководитель (конкурс рисунков). 6. История моей школы (сочинение). 7.Школа – нам, мы – школе (составление и решение задач по темам: сбор макулатуры, металлолома, бережное отношение к школьному имуществу).
Природа и мы – (8 ч.) 1. Экскурсия в «Зеленое хозяйство» города. Выгонка декоративных растений (экскурсия, беседа, практическая работа). 2.Пропаганда правил по охране природы (утренники, выпуск газет, плакатов). 3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города). 4. Я строю дом в лесу (творческая игра). 5. Местные полезные ископаемые (сбор образцов). 6. Овощные и злаковые культуры родного края (викторина).