Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса. (разработала и провела Аннина Л.М.) «Самый умный». Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях; формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает; развивать интерес к предмету. Ход занятия. 1 конкурс. (принимают участие все дети, выбираем 6 самых лучших игроков по результатам конкурса). Игра «Выбери правильный ответ» (слайды 1 – 27). 2 конкурс. (принимают участие 6 игороков, выбирают номера ответов по разделам) Вопросы "Растительная жизнь" 1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (звезда) 2. Эта дикая малина получила своё название за то, что ветви её сплошь покрыты острыми шипами. (ежевика) 3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - "позёмка", у немцев - "земляная ягода", а у русских? (земляника) 4. Цветки этого дерева распространяют изумительный аромат и являются прекрасным средством от простуды. (липа) 5. Какой первоцвет получил название из-за своих листьев: снаружи тёмных, холодных, а изнутри - тёплых, мягких? (мать и мачеха) 6. Какой крупный цветок называют "цветком солнца" или "солнечным сыном"? (подсолнух) 7. Какое болотное насекомое питается насекомыми? (росянка) 8. В старину кору этого дерева использовали вместо бумаги. (берёза) 9. Как называется плод у лещины? (орех) 10. Как называется сушёный виноград? (изюм) 11. Как называется колючка на розе? (шип) 12. Какую часть растения мы едим у гороха? (семена) 13. Как называется вещество, дающее листьям растений зелёный цвет? (хлорофилл) 14. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (какао) 15. Как распространяются семена одуванчика? (с помощью ветра) 16. Из какой страны к нам привезены кактусы? (из Мексики) 17. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина) 18. Экзотический мохнатый зелёный сладко-кислый фрукт. (киви)
"Братья наши меньшие" 1. Самая маленькая птичка. (колибри) 2. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (в гору) 3. Им кусает пчела. (жало) 4. Самое большое животное. (синий кит) 5. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (пеликан). 6. Дикая лесная свинья. (кабан) 7. Какое хищное насекомое питается тлёй? (божья коровка) 8. На крайнем севере это животное впрягают в сани. (олень) 9. Ленивый медведь, живущий в Австралии, имеющий сумку, как кенгуру. (коала) 10. Что носит на спине верблюд? (горб) 11. Какой зверь считается хозяином тайги? (медведь) 12. Какого зверя "ноги кормят"? (волк) 13. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст) 14. Чем дышит рыба? (жабрами) 15. Какое крошечное животное является чемпионом по прыжкам среди насекомых? (блоха) 16. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь) 17. Какие птицы едят грибы? (глухари) 18. Как называют зайчат, родившихся осенью? (листопаднички)
"Сказочные животные" 1. Пудель Мальвины. (Артемон) 2. Собака доктора Айболита. (Авва) 3. Пёс Дяди Фёдора. (Шарик) 4. Пёсик Элли. (Тотошка) 5. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай. (Жучка) 6. Пантера из сказки "Маугли". (Багира) 7. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска) 8. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин) 9. "Слепой" кот из сказки "Золотой ключик". (Базилио) 10. Медведь, обучавший Маугли законау джунглей. (Балу) 11. Имена двух мышат из сказки "Колосок". (Круть и Верть) 12. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела) 13. Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха) 14. Черепаха из сказки "Золотой ключик". (Тортилла) 15. У кого в голове опилки? (Винни-пух) 16. С кем Ёжик протирал звёзды? (с медвежонком) 17. Детёныш Муми-мамы и Муми-папы. (Муми-тролль) 18. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
3 конкурс. Загадки о птицах. (слайды 30 -36)
1. Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? (грач) 2. Угадайте, что за птичка - Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка) 3. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей) 4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей) 5. Трещала с самого утра: «Пора! Пора!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока) 6. В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» и ставит подпись… (дятел)
4конкурс. ( для всех учеников) Кроссворд «Какого цвета осень?» (слайды 37 – 45) 1. На улицах холодает. Ледок лужи прикрывает. Иней покрывает землю и траву – Это легкий морозец пришел ко двору. Как народ такое явление называет? 2. Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты. А как сумерки настали Нам по радио сказали, Что и завтра он придет И польет наш огород. 3. Это что за чудеса? Не разверглись небеса - Дождь идет такой прекрасный. Он лилово-желто-красный! Это осени явление, Ты подумай и скажи. 4. Понижение температуры осенью. 5. Эта особа летом покрыта зеленой хвоей, а осенью меняет наряд на желтый и постепенно сбрасывает его. 6. В конце осени реки, озера, пруды покрываются льдом. Это явление называется… 7. Название второго месяца осени.
Беседа по получившемуся слову «Золотая осень» о красоте осени. (слайды 46 – 48) Подведение итогов игры. Выбор «самого умного» среди игроков и зрителей. Награждение победителей. Чтение стихотворения В.Орлова «Осенние задания»(подготовленной ученицей), беседа по стихотворению. Завершение занятия чтением стихотворения:
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется – природа, Давайте же всегда ее беречь!