Цель: сформировать представление об инфекционных заболеваниях, источниках и путях их распространения и способах защиты Задачи: -дать понятие иммунитета; -выявить нравственную позицию ребят в отношении к собственному здоровью; -способствовать положительному отношению детей к привитию от болезней. I. Вступительное слово учителя. Мы часто говорим о заразных болезнях, В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др. Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг. Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов. Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет. II. Игра-соревнование «Кто больше?». — Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими (ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит). — Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней? III. Работа со стихотворением С.Михалкова. Поднялась температура Я лежу и не ропщу — Пью соленую микстуру, Кислой горло полощу. Ставят мне на грудь горчичник, Говорят: «Терпи, отличник!» После банок на боках Кожа в синих пятаках. День лежу, второй лежу, Третий — в школу не хожу. И друзей не подпускают, — ¦ Говорят, что заражу. — Как вы думаете, у мальчика инфекционная болезнь, или нет? Почему вы так считаете? IV. Вы уже знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. Болезни бывают инфекционные и неинфекционные. — Как же защитить себя от этих болезней? (Закаляться, вести здоровый образ жизни.) Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали еще одну защиту от таких болезней. V. Анализ стихотворения С. Михалкова «Прививка» Послушайте стихотворение и скажите, чего испугался герой? - На прививку! Первый класс! -Вы слыхали? Это нас!... Я прививки не боюсь: Если надо - уколюсь! Ну, подумаешь, укол! Укололи и пошел... Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. Я вхожу одним из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! Если только кто бы знал бы, Что билеты на футбол Я охотно променял бы , На добавочный укол!... - На прививку! Первый класс! - Вы слыхали? Это нас!... -Почему я встал у стенки? - У меня ... дрожат коленки... -Делали ли вам прививки? -От каких болезней? -Как вы думаете, зачем делают прививки? (В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.) VI. Оздоровительная минутка. VII. Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно. VIII. Просмотр мультипликационного фильма «Про бегемота, который боялся прививки». IX. Итог урока. - Для чего делают прививки?
Использованные материалы и Интернет-ресурсы • http://med-tutorial.ru/med-books/book/36/page/10-chast-x-profilaktika-infektsionnih-zabolevaniy-u-detey/0-glava-1-immunoprofilaktika • http://deti.mail.ru/roditeljam/zdorovye/privivka