Математика Тема: Волшебные цифры Цель: 1.Систематизировать знания детей о цифрах и числах. 2.Познакомить с новыми системами нумерации. 3.Закрепить навыки счета в пределах 9. 4.Развивать интерес к математике, творческие способности .умение мыслить и высказывать свою мысль. Ход урока 1.Орг. момент. (Прозвенел и смолк звонок и т. д.) Беседа. - Какое время года наступило? - Назови зимние месяцы. - Какой самый веселый праздник зимой? К нам в гости пришли два снеговика. Один – постарше, останется, у нас и будет наблюдать за нашей работой на уроке, а по моложе – идет с письмами и приглашениями в город Бавлы на Новый год. Какая – же елка без Деда Мороза? Мы тоже пошлем открытку Деду Морозу с приглашением его и Снегурочки к нам на Новый год. Снеговик обещает вернуться к концу урока и принести ответ от Деда Мороза. Ну, а если снеговик задержится, то принесет ответ к концу всех уроков. Итак: «до свидания, Снеговик!» __________________________________________________________ 2. Устный счет: а) Задача: «В вазе лежали фрукты, в том числе 3 яблока .За обедом съели все фрукты .Сколько яблок съели за 2 ученика решают пример у доски, Обедом ? Почему? А остальные работают с дощечками б) Работа по кодоскопу: 1) 5+0 7-2 6П4 2) 6-4 9+1 5ПО Проверка работ на доске 3. Объяснение нового материала : Сегодня мы с вами познакомимся с новыми цифрами - римскими. Более 2500 лет назад многие страны были покорены римскими войсками. Римляне приносили в завоеванные страны свой язык, свои порядки , свою культуру и законы. Латинский язык, на котором говорят Римляне, надолго стал международным языком ученых, писателей, врачей. Более 200 лет назад большая часть научных книг писалась на латинском языке. А врачи и сейчас пишут рецепты на латинском языке. Но в Древнем Риме любой невежественный воин считался выше, чем талантливый ученый. Римляне не признавали другие науки кроме своей. Они не хотели признавать лучшие открытия математиков их других стран. Поэтому Римляне хорошими математиками так и не стали. В математике от древних римлян остался еще 1 способ записи чисел римскими цифрами. Посмотрите. В римской нумерации единицы обозначают палочками . число 5- знаком ,похожим на раскрытую ладонь,10 –знаком в 2 ладони. Если единица прибавляется к числу, то ее записывают справа, а если вычитается то слева. Практическая работа
4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Повторяем I II III IV V VI VII VIII XI X Вразнобой 4. а) Запишите ручкой римские цифры в тетрадях №4 а) где можно встретить римские ц? (на корешках книг циферблате часов). 5. б) Выполнение задания № 5с комментированием: Сейчас попробуем +- I+II=III V+II=VII III+II=V
римские числа. которые IIII-II=I VIII-I=VII I X-V=IV записаны римские Ц. 6. в) Самостоятельная работа №6 Поставим значки <,>,= VI<VI IX>VIII V>III VII>II Проверка. Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь отдохнем. 7.Физминутка (под музыку). 8. Практическая работа №8 а) Переложим одну палочку так, чтобы получилось верное равенство (с вызовом к доске) + I-I 3 III-II$V VI+II=III 9. (Запись) Посчитайте предметы слева и запишите известными вами арабскими цифрами а справа – римскими цифрами. (Правый столбик проверяют по экранчикам) 10. А сейчас мы с вами познакомимся еще с одной системой записи чисел «Волшебной». - Что такое число? -Что такое цифра? Это знак для обозначения числа. Этот знак может выбираться произвольно, ( т.е. какой вы захотите). Посмотрите в задаче №1 показаны «волшебные» цифры. Волшебные потому , что ими пользуются жители волшебной страны. - Каким знаком обозначено число 0, 2, 3, 7, 9. Итак, если мы шагаем на один шаг вправо, то прибавляем +1, а влево - вычитаем 1. - Что вы можете сказать о каждом следующем числе? (Оно на одно больше предыдущего) - А о каждом предыдущем? ( Оно на 1< след.). 11 . Сейчас мы с вами попробуем решить примеры с помощью «волшебных» и обычных цифр.№1 – комментированием. 12. Выполнение задания №2 ( сравнить числа и числовые выражения). < = > < < < = > 13. Итог урока 14.Чтение открытки Деда Мороза. Если останется время. 1) Какое из слов можно или нужно вы используете в предложении? А) Моя бабушка больна, нужно ее навестить. Б) Сегодня воскресенье, можно пойти на каток покататься.