Воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведческого материала. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д.С. Лихачев Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. Современные достижения так быстро и активно входят в повседневную жизнь ребенка, что предметы быта не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной и загадкой. Где современный семи – восьмилетний человек может увидеть и потрогать рубель, коромысло, прялку, кроме как в « кладовой » школьного музея. В современной воспитательной системе, огромную роль педагоги отводят краеведческой работе, и не случайно. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к народу, к Родине. Поэтому на плечи школьных музеев ложится роль формирования гражданско-патриотических начал, духовной культуры у детей. Краеведческий материал использую на уроках и во внеклассной работе. Наиболее интересны и познавательны музейные уроки. Мы с учащимся 3 класса провели живой, запоминающийся музейный урок «Тайны бабушкиного сундучка » Цели: • Познакомить детей с бытом крестьян Белгородчины конца 19 – начала 20 вв.; • Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого; • Формировать у детей интерес и любовь к русской культуре, ее древним традициям; • Воспитывать уважение к предкам, их труду и быту. Оборудование: Музейная экспозиция «Из истории русского быта» Форма проведения: Командная игра по типу КВН Ход урока: Вступительное слово учителя - Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое прошлое, когда ваши прабабушки были молодыми. И постараемся представить, как они жили, чем занимались, когда были маленькими девочками и молодыми девушками. В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха У окна сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русская коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем мечтаешь, Девица – краса? Именно так проводили вечера молодые девушки и девочки. В нашем музее есть много вещей, которыми они часто пользовались. Интересно, а вы смогли бы сейчас воспользоваться этими предметами так, как пользовались ваши сверстники в прошлом? Наш сегодняшний урок посвящен именно этому. Но это не обычный урок. Я предлагаю вам поиграть, посоревноваться – какая команда больше знает о жизни ваших прабабушек. Но если что – то покажется вам трудным и незнакомым, я подскажу вам. Первый этап В сундуке находятся предметы и вещи. Вы должны сказать, какие, разгадав загадку или угадать предмет по описанию. 1. Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь (веретено) 2. Сутул, горбат, все поле перешел, все колосья перечел (серп) 3. Черный конь, прыгает в огонь (кочерга) 4. Кривой бельмес под горшок залез (ухват) 5. Был я на копанце, Был я на топанце, Был я на кружале Был я на пожаре, Был я на базаре (чугунок) 6. Девочек выдавали замуж очень рано, в 12 – 15 лет. А на свадьбе невеста дарила что – то жениховой родне. Сколько подарков и насколько они красивы было очень важным, так как это показывало, какая невеста рукодельница. Что должна была она дарить? (полотенца, рушники) Сообщения учащихся (сведения из толкового словаря Ожегова) Из словаря: Полотенце. Из белой х/б ткани полотняного переплетения, фабричного производства, концы украшены полихромной вышивкой нитками «мулине» в технике «крест» - полоса растительного орнамента и букет цветов. Концы полотенца оформлены белым крючковым кружевом из х/б нитей с овальными зубцами. Рушник. Изготовлен из конопляного домотканого отбеленного полотна с красно – белыми узорными полосами браного ткачества на концах. По всей длине рушника ритмично размещены группы узких красных полосок. Концы рушника оформлены каймой из узорной полосы в бело – малиновую полоску с бахромой из нитей утка. 7. Зубчатый поперек доска с ручкой (рубель) 8. Плывет корабль Волны разгоняет (утюг) Второй этап Итак, вы правильно назвали все предметы, которые мы достали из бабушкиного сундука. А теперь ответьте на вопросы. 1. Какой из этих предметов не использовался женщинами в доме? (серп) 2. Какие предметы имеют одно и то же применение? (утюг, рубель) 3. Какие предметы неразрывны друг от друга? (ухват, чугунок) 4. Какой предмет женщины изготавливали сами? (полотенце) Третий этап Молодцы, и с этим заданием вы справились! Ну, а теперь самое сложное. Ваши команды получают по три предмета. Попробуйте рассказать и показать, как обращались с этими предметами ваши бабушки. 1 команда – утюг, кочерга, веретено 2 команда – ухват, рубель, серп Подведение итогов Рефлексия - У вас на столе красные и зеленые кружочки. Если вам было интересно, и вы много узнали, то поднимите зеленые кружочки. Если вам было скучно и неинтересно, то поднимите красные. Заключение Учащиеся с огромным упоением брали в руки старинные вещи. Выстраивались целые очереди, чтобы погладить белье с помощью утюга, подержать в руках ухват с чугунком и отправить его в печь. Для педагога, очевидно, что такие уроки продолжать необходимо. Краеведческая работа ведется не только в стенах школьного музея, но и можно заинтересовать детей сохранением прошлого, попросив присмотреться дома к старинным вещам. Уроки такого типа несут в себе заряд личной причастности к прошлому, рождают интерес, пробуждают в детях любознательность, работу мысли, исследовательское начало, что, согласитесь, дорогого стоит.
|